СтраницаЧудотворца

Церковь Николая Чудотворца 

Храм Николая Чудотворца

Важную роль в знакомстве с религиозными традициями и святынями народов мира играет религиозный туризм – паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам.

Храм Николая Чудотворца в с. Балыкино

В 1802 году в центре древнего села Балыкино, на холме, на месте крепостного земляного городка времён Северной войны, был построен храм - бревенчатый, обшитый внутри и снаружи тесом. Только в начале XX века появились кирпичный цоколь и площадки боковых входов. В целом храм, построенный в стиле зрелого классицизма, по сей день остаётся оригинальным образцом брянского деревянного зодчества.

В храме, несмотря на то что в 1937 году он был закрыт, а открылся вновь только во время Великой Отечественной войны, сохранилась чудотворная икона Божией Матери "Балыкинская". Время её создания - конец XVII века.

В 1708 году, когда шведская армия подошла к Стародубу, икона начала источать слезы, и знатный товарищ Стародубского полка Т. Дульский, в доме которого в Стародубе она хранилась, дал обет передать её в один из новых храмов. Однако, дав обет, не спешил его исполнять, и в церковь икона попала только после того, как дважды её владельцу во сне явилась Богородица.

Чудотворной икона признана после исцеления ею слепой девушки.

После 1917 года икона самовозгорелась, но ещё до революции её списки были изготовлены для многих храмов Орловской губернии. И сегодня к иконе, намоленной за прошедшие столетия, из разных концов страны съезжаются верующие. И всегда получают помощь.

Год постройки: 1802
Святыня: икона Божией Матери "Балыкинская"
Адрес: Брянская область, Погарский район, с. Балыкино

Село Синие Погарского района Церковь Николая Угодника:

Село Синин на реке Вабле относятся к домонгольским поселениям. Это одно из древнейших сел области. Оно упомянуто в летописи 1155 года. По описанию 1781 года село «положение имеет на гористых местах, с коих на одной прочих высшей имеется весьма древний не­большой городок с земляным валом, в коем ныне церковь».

На вершину холма наложены крест-на-крест срубы-блоки, над их пересечением выступает невысокий восьмерик с купольной крышей и над одним из блоков небольшая колокольня. Простая, но монументальная композиция, продолжая холм, воспринимается его составной частью. Несколько групп деревьев, окружающих церковь зрительной зелёной цепью, крепко связывают её с природой. Так выглядит эта картина издалека. Чем-то эпическим веет от неё и наводит на думы.

По церковной традиции на месте обветшавшей или сгоревшей церкви возобновляли церковь того же посвящения. Часто новая церковь повторяла и облик предыдущей. Сколько «поколений» церквей сменилось на Сининском холме, установить невозможно. И конечно, уж облик самой первоначальной невосстановим.

Но что это?

Церковь Николая Угодника. Синин. Погарский р-н

Интересная метаморфоза происходит с памятником при прибли­жении к нему. То, что выглядело монументальным в общей картине на расстоянии, вблизи оказывается небольшой, компактной, полной живописности и лиризма церквушкой. Велика сила единения с мону­ментальным пейзажем. И велико понимание этого единения мастерами, строившими её.

Архитектура Никольской церкви, ныне так естественно увенчива­ющей исторический холм, сама подсказывает дату постройки - это последняя четверть XVIII века.

Архитектурные формы фасадов в дереве имитируют детали каменной архитектуры классицизма.Точно также, как это имело место вТроицкой церкви в Понуровке, Рождества Богородицы в Гудове, Михаила Архан­гела в Могилевцах - памятниках, датировка которых известна из доку­ментов. Никольская церковь весьма близка к этой группе памятников, что и даёт основание считать её постройку в последней четверти XVIII века впредь до уточнения, если будут найдены документы.

В плане церковь крещатая. Но против обыкновения поперечные ветви креста значительно более развиты, чем продольные. В этом уже проявлено своеобразие, внесенное в традиционную схему плана. Пропорции этого прямоугольника составляют три квадрата - средний, подкупольный, это собственно церковь. Во всю ширину он открыт в боковые придельные квадраты и в небольшой квадратный алтарь. Таким образом церковь развита в ширину и посетители приближены к алтарю. От миниатюрной трапезной церковь отделена стеной с дверью. А дальше следует помещение паперти под колокольней.

Все три входа в церковь сделаны с запада. Главный вход выделен четырёхколонным портиком, боковые - крытыми крыльцами на двух парах стоек. Двухскатные крыши с четырёх сторон упираются в грани невысокого восьмерика церкви, их коньки приходятся под карнизом восьмерика. Световые проемы - маленькие круглые окна - прорезаны лишь в его диагональных гранях. Это решение придаёт какую-то не­расторжимую плотность композиции объёмов. Приобретает важное значение купольная восьмигранная крыша и венчающий её декора­тивный массивный восьмерик. Последний несёт куполок, завершённый изящным, тонко разработанным узорчатым прорезным крестом, при­тянутым цепями к яблоку.

В характере всех остальных частей церкви решена ее колокольня. Она просто водружена над папертью, которая снаружи никак не отделена от трапезной. Колокольня представляет собой несколько возвышенных кубов, прорезанных с четырех сторон арками звона. Как и восьмерик церкви, куб покрыт восьмигранной сомкнуто-сводчатой крышей. Над ней типичный для своего времени шпиль с яблоком и крестом наверху.

Можно отметить, что наряду с очень тщательно выполненными то­сканскими колоннами и портиком главного входа (в 1972 году оставалась на месте одна из четырех колонн, а остальные были «представлены» лишь капителями на софите антаблемента), карнизами и фронтонами, близкими к классическим формам, крыльца боковых входов решены по мотивам народного творчества. Колонны-стойки их в верхней части украшены резными розетками, по фризу проложена накладная резьба, подзоры карнизов убраны прорезной резьбой. Эти крыльца придают церкви интимный характер, сближают её с архитектурой жилых домов села. В интерьере сохранились отдельные иконы, написанные маслом по грубому холсту, наклеенному на доски. Сведений об их написании нет. Возможно, есть древние, достойные сохранения.

Церковь никак не используется. В этом причина ее разрушения и предстоящей скоро гибели. Памятник является любопытным примером деревянного сельского зодчества эпохи классицизма. Село потеряет многое в своём облике с утратой этого скромного, но органично со­единённого с пейзажем памятника.

Село Балыкино Погарского района Церковь Николая Чудотворца:

На вершине холма, оставшегося от осыпи крепостного городка XVII века - времен Северной войны, словно страж села и большой округи, стоит церковь Николая Чудотворца. Её монументальный и скульптур-но-вылепленный выразительный облик по праву подчиняет себе про­странство застройки села и окаймляющих его золотистых полей.

Церковь закончена постройкой в 1802 году. В её композиции пре­обладают элементы последней трети предшествующего века - тради­ционная схема плана «кораблём»: последовательное расположение по продольной оси с запада на восток всех помещений - паперти, трапез­ной, собственно церкви и алтаря, чётко выявленные боковые входы в храмовый зал и общее объёмное построение с выделением объёма храмового зала церкви.

Но есть и большое своеобразие. Оригинально решён главный узел объемно-пространственной композиции. В этой церкви он состоит из трёх частей: восьмигранного главного храмового зала в соседствующих с ним алтарной апсиды и второго зала. Внутри форма последних двух помещений сделана одинаковой: пятистенной апсиде отвечает такой же второй зал, у которого скошены два угла - симметрично соответствую­щий граням алтаря. Эта три помещения связаны широкими, во всю смеж­ную стену, проёмами, объединяющими их внутреннее пространство.

А в объеме они являют мощную трёхкупольную композицию, сим­метричную поперечной оси церкви, с плотно составленными, даже со­прикасающимися барабанами второго зала и алтаря с восьмигранником главного храмового зала. Этот главный зал сильно подчёркнут крупными четырехколонными портиками, поставленными по поперечной оси его.

Церковь Николая Чудотворца. 1802 г. Балыкино. Погарский р-н

Трапезная, как очень небольшая пауза, отделяет главный узел объёмной композиции от двухъярусной - «четверик на четверике» -колокольни. Нижний из них - тяжёлый и почти «глухой», с аттиком, вы­равнивающим его высоту с барабанами куполов, - несёт значительно меньший, красиво расчленённый и прорезанный арками звонов второй четверик. Малый четверик покрыт восьмигранной купольной крышей, завершённой небольшим шпилем с яблоком и крестом вверху. Весь облик колокольни принадлежит XVIII веку и очень близок колокольням Гудова, Понуровки, Могилевцев и другим.

Новым, весьма важным качеством Никольской церкви в селе Балыки-но является её общий торжественно-монументальный характер архитек­туры и большая строгость в применении классических архитектурных форм. Все детали и пропорции тосканского ордера, а также остальные элементы архитектуры выполнены настолько тщательно, что если бы сохранилась шпаклёвка швов между досками обшивки стен, то фасады здания нельзя было бы заподозрить сделанными из дерева.

В интерьере церкви сохранилась алтарная преграда с иконостасом, сделанным в начале XX века. Среди его икон - икона Божьей Матери более старого письма. Имеется много утвари.

Церковь Николая Чудотворца. Колокольня.

Памятник ценен своей оригинальной объёмно-пространственной композицией, сильно выявленной в его архитектуре монументальной торжественностью, которая в первой трети XIX века становится весьма важным свойством архитектуры классицизма, чрезвычайно высоким качеством выполнения в дереве элементов классической каменной архитектуры. Своим важным градостроительным положением он за­крепляет на историческом месте - крепости XVII века - композиционный центр современного села, осуществляет предметную связь времен.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР­ЦА
Расположена на высоком холме у дороги на краю села. Построена в 1767 г.; в 1887 г. сооружена колокольня и сделано новое завершение храма. Стены здания рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для деревянной архитектуры Брянщины сер. 18 в. крестообразный в плане храм, сохранивший, несмотря на перестройку, традиционные формы. Основной высокий четверик окружен слегка пониженными прямоугольными с двускатными кровлями прирубами - алтарным, двумя боковыми и трапезным. Четырехскатная кровля и четырехгранная глава с яблоком и ажурным железным крестом заменили прежнюю венчающую часть. Узкая удлиненная трапезная заканчивается папертью, над которой поставлена колокольня. Ее кубический ярус звона на низком глухом четырехграннике завершен купольной кровлей на восьмигранном основании (диагональные грани узкие); фигурная глава на тонкой шейке имеет яблоко с нарядным прорезным крестом. В простом убранстве фасадов (узкие угловые накладки, скромные карнизы и рамочные обрамления окон) заметно подражание формам каменного поздне-классицистического зодчества. Особенно выделяется декор звона колокольни с пилястрами на углах и арочными проемами, имеющими архивольты с замками. Западный и боковые входы в западных гранях прирубов выделены крыльцами с двумя столбиками и фронтонами. В интерьере высокие боковые прирубы полностью открыты в центральный четверик, с которым образуют единое пространство. Лестница в паперти слева от входа ведет на колокольню. Из внутреннего убранства храма сохранились поздний иконостас с иконами 19 -1-й пол. 20 в. и светильники.

Церковь Святого Николая. Курово. Погарский р-н. 1-я треть XIX в.

Церковь Николая Чудотворца в селе Курово Погарского района

Храм расположен на пригорке в центре села, красивое место и удобное для прихожан.

Основана в 1767 году, позже, в 1887 году, построена колокольня. До этого колокола висели на отдельных брусьях.
С 1963 г. храм закрыт. Восстановлен в 1992 г., в этом же году возобновились богослужения.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР­ЦА
Поставлена в центре села на холме -крепостном земляном городке времен Северной войны (1700-21), господствует в окружающем пейзаже. Построена в 1802 г. на месте более древней, известной с нач. 18 в. Стены бревенчатые, обшитые снаружи и внутри тесом, цоколь и площадки боковых входов, появившиеся в нач. 20 в., кирпичные. Оригинальный образец деревянного брянского храма с тремя главами, выполненного в стиле зрелого классицизма. Композиционно здание воспроизводит характерный для украинской архитектуры кон. 17 - 18 в. трехчастный храм: крупный двусветный восьмерик с узкими диагональными гранями и примыкающие к нему более узкие пятигранный алтарь и прямоугольный притвор (бабинец). Однако трактовка всех этих частей типично классицистическая: их венчают полусферы куполов на низких глухих основаниях (восьмигранном над центром и цилиндрическими над алтарем и притвором) и главы (центральная более крупная) с низкими круглыми шеями и пологими кровлями, завершенными яблоками с крестами. Типично классицистической является и невысокая колокольня в два четверика (нижний служил папертью, верхний - звоном) с куполом. В лаконичном убранстве фасадов храма доминируют крупные портики боковых входов с двумя парами широко расставленных колонн тосканского ордера и фронтонами. Упрощенный антаблемент завершает здание на уровне верха портика, охватывая нижний ярус колокольни с фронтонами и пилястрами на углах. Основания куполов венчают карнизы. Все окна храма (внизу прямоугольные, вверху квадратные, а у звона колокольни арочные) заключены в простые обрамления; входные проемы отмечены сандриками. Центральное помещение храма имеет купольное перекрытие с парусами над диагональными гранями; над алтарем, притвором и ярусами колокольни плоские потолки. Отделка стен простая, с карнизом у основания купола. Внутреннее убранство, включая иконостас с иконами, по украинскому обычаю украшенными рушниками, в основном 19 - 1-й пол. 20 в. В храме сохранилась чудотворная икона "Балыкинская Богоматерь", относящаяся, вероятно, к 17 в. Согласно рукописному преданию на рубеже 17-18 вв. икона находилась в Стародубе, в доме знатного товарища Стародубско-го полка Т. Дульского. Во время Северной войны, когда шведы находились в этих краях, икона начала источать слезы, в связи с чем Дульский дал обет отдать образ в какую-либо новосозданную церковь. Таким храмом оказалась церковь в Балыкине, однако Дульский медлил с передачей иконы. Лишь после того, как Богородица дважды являлась ему во сне, он 4 августа 1711 г. принес образ в храм. После этого в 1712 г. икона исцелила слепую девушку, в связи с чем и была объявлена чудотворной. На серебряной и вызолоченной ризе иконы существует надпись: "1811 г. июня 24 д коштомъ графини Анны Ивановны Безбородковой переделана и вызолочена". Прежняя риза была устроена в 1770 г. В.Г. Юркевичем, войсковым товарищем.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР­ЦА
Расположена исключительно живописно - на высокой крутой горе над р. Вабля на краю села, посреди существовавшего здесь некогда укрепленного городка 12-13 вв. с земляными валами -остатками древнего Синина, упомянутого в летописи под 1155 г. Согласно описанию 1781 г., Синин "положение имеет на гористых местах, с коих на одной прочих высшей, имеется весьма древной небольшой городок с земляным валом, в коем ныне церковь". В 1826 г. на месте прежней, обветшавшей была построена нынешняя. Стены здания рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Один из лучших на Брянщине образцов небольшого купольного храма в стиле ампир, воспроизводящего в дереве формы каменного зодчества. В компактной крестообразной композиции выделяются большой шириной боковые рукава, что подчеркивает поперечную ось здания; короткий алтарь и удлиненная трапезная гораздо уже. Все рукава перекрыты двускатными кровлями. Над средокрестием поставлен низкий световой восьмерик с круглыми окнами в диагональных гранях и граненым куполом, завершенным главой с восьмигранной шеей, пологим покрытием и яблоком с ажурным крестом. Западная часть трапезной увенчана маленькой колокольней - четвериком звона с коротким тонким шпилем и крестом над низкой купольной кровлей. Декор фасадов лаконично строг и параден. Главный, западный вход был украшен четырехколонным портиком тосканского ордера с фронтоном (не сохр.). На углах объемов узкие лопатки из накладных реек, в завершении простые карнизы с фронтонами на торцах алтаря и боковых рукавов креста. Карнизные тяги опоясывают стены здания на уровне двух третей высоты, а также звон колокольни по линии верха и низа проемов. Прямоугольные оконные и дверные проемы заключены в простые обрамления. Крыльца боковых входов с западной стороны рукавов, имеющие пары колонок-стоек, фронтоны и декоративную пропильную резьбу, очевидно, принадлежат 2-й пол. 19 в. В интерьере особенно чувствуется поперечная ориентация пространства благодаря боковым частям, которые широко раскрыты в основное квадратное помещение с плоскими парусами при переходе к восьмерику и восьмигранным куполом. Маленькая трапезная соединена с храмом нешироким проемом.