СтраницаЧудо

Чудо-Михайловская церковь 

Чудо-Михайловская церковь

В основанной в 1701 году в лесах слободе Зыбкой (ныне г. Новозыбков) первый православный храм будет заложен лишь во второй половине XIX столетия. На то были объективные причины, поскольку основателями слободы были пришедшие в 1686-1697 годах в эти края из других мест староверы. Если на первоначальном этапе население слободы и округи состояло преимущественно из приверженцев старого обряда, то к 1861 году православных жителей в городе и уезде насчитывалось уже более 84 тыс. человек, тогда как старообрядцев числилось свыше 18 тыс., единоверцев 1,7 тыс. В связи с этим потребность в строительстве православного храма официальной господствующей церкви с каждым годом возрастала. Перед местными властями вопрос о постройке церкви инициировал Михаил Уманец. По его замыслу церковь должна была именоваться в честь Архистратига Божия Михаила, небесного покровителя самого Уманца и вождя воинства Господня. Учитывая его столь ревностное личное отношение к этому богоугодному делу, в 1860 году Уманца избирают председателем комитета по сбору средств на строительство, организованного руководством Черниговской епархии. Детальный проект храма предположительно разработан академиком, историком и теоретиком архитектуры Дмитрием Ефимовым (1811-1864), поскольку на архивных документах о строительстве церкви, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива, стоит подпись человека с его фамилией. Затем этот проект был представлен архиепископом Черниговским и Нежинским Филаретом (Гумилевским) в канцелярию Оберпрокурора Святейшего Синода Александра Толстого.

Чудо-Михайловская церковь

После чего в июле 1861 года вся проектная документация будет передана для рассмотрения в Главное управление путей сообщения и публичных зданий Российской империи, к полномочиям которого относились вопросы строительства и эксплуатации общественных зданий в городах. Толстой лично подписал сопроводительное письмо на имя Главноуправляющего названного ведомства Константина Чевкина следующего содержания (оригинальная орфография и пунктуация во всех цитируемых документах сохранены): «В следствие определения Святейшего Синода препровождая к Вашему Высокопревосходительству представленный Преосвященным Черниговским проект, на трех листах, на построение в городе Новозыбкове соборной церкви во имя Св. Архистратига Михаила, на иждивение Надворного Советника Уманца и добровольныя пожертвования, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, по разсмотрении означеннаго проекта в Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий, с последующем почтить меня уведомлением». По результатам 8 ноября (все даты в тексте указаны по старому стилю) К. Чевкиным была составлена пояснительная записка для доклада Императору Александру II: «Обер Прокурор Святейшего Синода доставил проэкт на постройку иждивением Надворнаго Советника Уманца и добровольных жертвователей, Соборной Церкви во имя Св. Архистратига Михаила, в г. Новозыбкове, Черниговской губернии. Проэкт этот, во вверенном мне Управлении исправленный, приемлю долг всеподданнейше представить на Высочайшее Вашего Императорского Величества благоусмотрение». Император утвердил представленные ему документы на постройку храма 9 ноября 1861 года на Царскосельской железной дороге, о чем было сообщено Оберпрокурору Синода А. Толстому, а затем руководству Черниговской епархии. Большинство местных, а также жителей близлежащих сел, хуторов и деревень приняли посильное участие в формировании необходимого денежного капитала. Не оказались в стороне от финансирования строительства и многие старообрядцы, откликнулись благотворители из других мест. В результате чего на первоначальном этапе было собрано около 2 тыс. рублей. Однако названной суммы не хватало, чтобы приступить к работам. По этой причине Уманец и его супруга единовременно жертвуют 30 тыс. рублей серебром. Этого было достаточно для начала строительства. Освящение церкви состоялось 16 февраля 1867 года. Первым настоятелем храма назначат благочинного священника Василия Вихрова, который исправно и с великой христианской любовью исполнял обязанности практически 25 лет, вплоть до самой смерти в апреле 1891 года. На освящении храма отец Василий произнесет замечательные, исполненные глубоким смыслом и светом православной веры слова, запечатленные в вечности: «Слава и благодарение Всевышнему! Храм, так давно ожидаемый и так долго не устраиваемый по бедности православных жителей града сего, наконец окончен. Слава и благодарение Всеблагому! Храм сей благодатию святого Духа освящен ныне во святилище таинств, в училище благочестия, в дом молитвы». Отец Василий родился в семье священника Калужской епархии, в 1846 году окончил местную семинарию. После чего его родителя – Петра Вихрова – перевели в Черниговскую губернию в качестве миссионера по делам раскола. В 1848 году Василия Петровича рукополагают в священники церкви села Фоевичи Новозыбковского уезда, а спустя два года, в 1850-м, направляют служить в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Людков вблизи Новозыбкова. Одновременно он становится законоучителем Новозыбковского уездного приходского училища. Избирается депутатом суда для присутствования по духовным делам и увещания арестантов, а также членом общества попечительства о тюрьмах. Преподавал Закон Божий в классах батальонов военных кантонистов во время их пребывания в Новозыбкове. По определению консистории в 1864-1874 годах состоял членом уездного училищного совета. В Новозыбковском, Стародубском и Суражском уездах активно занимался миссионерской деятельностью по обращению раскольников в православие. За усердную службу в 1854 году награжден набедренником. В память Крымской войны 1853- 1856 годов получил бронзовые наперсный крест на Владимирской и медаль на Андреевской лентах. В 1860 году награжден фиолетовой скуфьей (головной убор православного духовенства). В том же году определен в должность благочинного, каковую занимал в течение 30 лет, до 1890 года. Умер он в ночь на 26 апреля 1891 года на 66-м году жизни. Похоронен в Новозыбкове на городском кладбище. Следующий плодотворный этап в жизни Чудо-Михайловской церкви будет связан с именем священника Александра Павловича Бурневского, яркого миссионера и проповедника, подвижника веры и благочестия. Он родился в 1860 году, курс наук окончил в Черниговской духовной семинарии. В феврале 1883 года рукоположен в священники Покровской церкви села Шаповаловка Конотопского уезда. В этом же селе занимал должность законоучителя в основанной им церковно-приходской школе. Через год будет перемещен в Ильинскую церковь села Омельянова Остерского уезда, где также откроет церковно-приходскую школу и будет преподавать. В июне 1894 года назначен настоятелем Чудо-Михайловской церкви Новозыбкова. Состоял законоучителем новозыбковских 3-классного городского училища (1894-1908 гг.) и женской гимназии, членом попечительского совета гимназии и уездного училищного совета. Избирался депутатом Новозыбковского уездного земского собрания и городской Думы. В 1911 году возведен в сан протоиерея. Долгое время отец Александр заведовал открытой в сентябре 1895 года по его инициативе при Чудо-Михайловском храме церковно-приходской школой для девочек, именовавшейся среди местного населения «Братской». Отдельная страница в жизни Чудо-Михайловской церкви связана с именем протоиерея Александра Васильевича Бутырского. Он родился в 1871 году в семье священника, духовное образование получил в Черниговской семинарии. После чего епархиальным начальством был определен в псаломщики Михайловской церкви села Голубовка. Затем рукоположен в сан священника Михайловской церкви села Рахманов. Состоял заведующим Рахмановской и Волокитино-Кустичской церковных школ Стародубского уезда, преподавал в школе при Нежинском Свято-Введенском женском монастыре. Был женат на Надежде Прудниковой. Воспитывал четверых детей. Совместно с городским головой Григорием Волковым стоял у истоков возникновения в Новозыбкове церковно-приходской школы имени императора Петра I. Следует отметить, что на территории храма в дореволюционные годы были захоронены лица духовного сана, а также местные жители. Среди них талантливый фотограф Василий Немцев, запечатлевший здания и улицы Новозыбкова на рубеже XIX-XX столетий. К счастью, этот небольшой некрополь сохранился до наших дней практически в неизменном виде и напоминает всем нам о тех днях, что уже далече. В разные годы XX столетия в храме будут служить священники Симеон Гуляницкий, Александр Трисвятский, Виталий Любичев, Алексий Воспяков, Виктор Цинцевич, Михаил Халюто, диакон Алексей Вербицкий, псаломщик Константин Сахновский. С 16 сентября 1976 года и по настоящее время настоятелем церкви является благочинный протоиерей Владимир Похожай. Он родился в 1947 году в крестьянской семье, был воспитан в традициях древнего христианского благочестия и любви Христовой. В 1975 году по окончании школы и службы в армии Владимир Михайлович поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1983 году. Отец Владимир своим присутствием, заботой, вниманием, добротой и что самое важное – спасительным словом трогает сердце каждого прихожанина, да и вообще любого к нему обращающегося. Во время беседы он зачастую просто слушает, ничего не высказывая, не перебивая, не поучая, не делая каких-либо заявлений. Просто внимательно слушает. Но в этом всегда бывает так близок. Рядом с ним возникает какая-то особенная тишина, покой и благоговение. И еще. Своим непрестанным служением отец Владимир поддерживает стремление души к святости и горнему Иерусалиму. Он дорожит божественной литургией, православными праздниками и молитвой. Огромная духовная радость принимать участие в его службах, слышать, как из алтаря доносится его голос и душеспасительные слова: «Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград свой, и утверди то, что насадила десница Твоя». Александр ДУДНИКОВ, краевед.

Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех (г. Новозыбков)

Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех расположен на возвышенности в центральной части города, посреди обнесенного оградой и сильно заросшего деревьями участка. Сооружен по заказу местного купечества в 1867-98 гг. из кирпича и оштукатурен. Характерный для провинциальной архитектуры периода эклектики бесстолпный купольный храм в русско-византийском стиле.

Брянская область, город Новозыбков, Чудо-Михайловская церковь, построена в 1867-98 годах

Чудо-Михайловский собор (Красная пл., 13)

В интерьере выделяется основная часть с восьмериком на плоских парусах, перекрытая сомкнутым сводом. Широкими проемами она связана с рукавами, имеющими в своих центральных частях крестовые своды; такие же своды у перехода и средней части нижнего яруса колокольни, по сторонам которой устроены два помещения с лестницей к звону в левом из них. Внутреннее убранство храма и утварь относятся к кон. 19 - 20 в.

Собор Чуда Михаила Архангела (1898 г.)

Собор Чуда Михаила Архангела в Новозыбкове (русско-византийский стиль, 1867-98 гг.)

Расположен на возвышенности в центральной части города, посреди обнесенного оградой и сильно заросшего деревьями участка. Сооружен по заказу местного купечества в 1867-98 гг. из кирпича и оштукатурен. Характерный для провинциальной архитектуры периода эклектики бесстолпный купольный храм в русско-византийском стиле. Крестообразный объем с короткими прямоугольными рукавами (восточный, алтарный дополнен полукруглой апсидой) увенчан в центре восьмериком с граненым куполом и главкой. Короткий переход соединяет храм с высокой трехъярусной шатровой колокольней, доминирующей в композиции. Ее растянутый в ширину нижний ярус несет четверик, над которым поставлен восьмерик звона с арками, завершенный шатром с главкой. В декоре фасадов стилизованные древнерусские архитектурные формы (аркатура в завершении стен, боковые порталы, щипцовые завершения нижнего яруса колокольни, проемы арок звона и шатер с кокошниками у основания, гуртами и слухами) эклектически соединены с отдельными барочными и классицистическими деталями (парные пилястры с кругами вместо капителей на углах объемов, высокий цоколь с прямоугольными нишами-филенками, профилированные антаблементы и обрамления арочных окон с уширенными архивольтами). С запада над главным входом, где выложена дата окончания строительства, устроен навес с ажурными металлическими консолями; по сторонам площадок с лестницами у боковых входов поставлены фонари на тумбах (сохранились частично). В интерьере выделяется основная часть с восьмериком на плоских парусах, перекрытая сомкнутым сводом. Широкими проемами она связана с рукавами, имеющими в своих центральных частях крестовые своды; такие же своды у перехода и средней части нижнего яруса колокольни, по сторонам которой устроены два помещения с лестницей к звону в левом из них. Внутреннее убранство храма и утварь относятся к кон. 19 - 20 в.

Восьмиугольный участок обнесен низкой оградой с металлической решеткой на кирпичных столбиках и таком же основании. Ограда имеет трехпролетные ворота с западной стороны, украшенные филенками и фронтоном.

Чудо-Михайловский собор
Адрес: город Новозыбков, Красная площадь, 13 Архитектор, Жибер
Год постройки, между 1867 и 1898 годами
Расположен на возвышенности в центральной части города, посреди обнесенного оградой и сильно заросшего деревьями участка. Сооружен по заказу местного купечества из кирпича и оштукатурен. Характерный для провинциальной архитектуры периода эклектики бесстолпный купольный храм в русско-византийском стиле.

В 1860 году в Черниговской епархии был создан комитет по сбору пожертвований на строительство православного храма в Новозыбкове. Основным благотворителем стал новозыбковский купец Михаил Уманец. Храм Чуда Архитратига Михаила в Хонех строился с 1867 по 1898 года. Он стал первым православным храмом в старообрядческом поселении. До этого в Новозыбкове был лишь домовой православный храм для учащихся при реальном училище. Освящение храма состоялось ещё до окончания строительства в 1896 году, с этого времени стали проводиться богослужения.
В 1930-е годы настоятелем храма был священник Дмитрий Фёдорович Норонович. В 1937 году его арестовали и расстреляли (как и многих в 37-м году) Вскоре после ареста настоятеля храм закрыли и в его здании было устроено зернохранилище. Во время оккупации в 1941 году храм был открыт и более никогда не закрывался.
Со времени строительства сохранился иконостас, большинство икон с киотами, паникадила, Голгофа, часть подсвечников и лампад. В 1982-1983 годах храм был заново расписан, позолочены кресты и покрыта железом кровля.

Новые Бобовичи. Михаила Архангела, молитвенный дом.