Страницачетвёртая

БРЯНЩИНА ЧЕТВЕРТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1946—1950 ГОДЫ)

Теперь, после перхода к мирному строительству, перед нашей партией и государством снова во весь рост встала, как самая неотложная задача, — обеспечить такой подъем сельского хозяйства, который позволил бы в кратчайший срок создать обилие продовольствия для нашего населения, сырья для легкой промышленности и накопление необходимых государственных продовольственных и сырьевых резервов.

 (Из постановления  Пленума ЦК  ВКП(б)   «О мерах  подъема сельского хозяйства в послевоенный период»).

 НИ ОДНА из советских пятилеток не начиналась в таких тяжелейших условиях, как первая послевоенная пятилетка. Лишь по нескольким цифрам и фактам можно представить эти условия.

 Около ста тысяч семей колхозников в 1946 году проживало в землянках.

 До ста тысяч гектаров земли в тс годы приходилось колхозникам вспахивать на волах и коровах, копать лопатами.

 На полях области в 1946 году работало почти в четыре раза меньше тракторов и лошадей, чем в 1940 году. К началу пятилетки после огненного смерча войны на вооружении колхозов и совхозов области имелось 22 локомобиля, 114 полусложных молотилок, 244 сенокосилки, 130 конных сеялок, 397 жаток-самосбросок, а также конные плуги, повозки и сани. И все же брянцы не дрогнули перед такими трудностями. Вернувшиеся в колхозы фронтовики горячо брались за дело. Уже в 1946 году вступили в строй все действовавшие до войны 47 машинно-тракторных станций, а затем 'к ним прибавились новые: Вельяминовская, Липницкая, Крупецкая, Андрейковичская, Старобобовичская, Селецкая и Страшевичская.

 Государство отпустило колхозам почти 70 тысяч тонн семенной и продовольственной ссуды, списало с них задолженности прошлых лет по госпоставкам, хозяйствам был выдан кредит в сумме 30 млн. рублей. Огромная помощь оказывалась области техникой. Уже в 1950 году на колхозных и совхозных полях работало 4480 тракторов (в 15-сильном исчислении), а МТС произвели почти в два раза больше тракторных работ, чем в 1940 году.

 И еще характерный факт. За пять послевоенных лет для восстановления поголовья скота колхозники из своих личных хозяйств передали колхозам около 150 тысяч телят, овец, свиней. Общими усилиями, таким образом, удалось уже в 1949 году восстановить довоенное поголовье крупного рогатого скота, в 1950 году — свиней.

 Большую помощь    крестьянству    оказывал    рабочий класс Брянщины. Инициатором по оказанию шефской   помощи колхозам и совхозам был коллектив Брянского завода дорожных машин. На призыв дормашевцев    горячо    откликнулись    рабочие предприятий Брянска,  которые   взяли    шефство   над 9 МТС и 27 колхозами.

 Окрепли партийные организации. Только за три послевоенных года число коммунистов в селах увеличилось в девять раз.

 Труженики села в те годы проявляли массовый героизм в труде. Появились на Брянщине и первые послевоенные Герои Социалистического Труда.

 На всю область гремела слава Анны Ивановны Мажуго, звеньевой из мглинского колхоза «Сельхозартель». Талантливая колхозница еще до войны была отмечена правительственной наградой за высокие урожаи льна, участвовала в сельскохозяйственной выставке в Москве. После войны А.И. Мажуго принимала участие в совещании знатных полеводов России, на котором обсуждались вопросы восстановления сельского хозяйства, поднятия урожайности полей. Там услышала Анна Ивановна выступление известного ученого Лорха, именем которого был назван сорт картофеля, хорошо прижившийся на Брянщине. Речь ученого взволновала колхозницу, и она решила в своем хозяйстве посеять новый сорт картофеля. Тщательно подготовилась к этому и вырастила на каждом гектаре по 550 центнеров клубней. Кстати, до сих пор рекорд А. И. Мажуго на Брянщине никто не побил. Брянская колхозница в те годы завоевала звание Героя Социалистического Труда, являлась членом Всемирного Совета Мира, была первой русской женщиной, помогавшей болгарским крестьянам в кооперации сельского хозяйства.

 Высокого звания Героя Социалистического Труда были удостоены также звеньевые из севского колхоза «Красный прожектор» А.Ф. Мартынова и А. И. Ковшова. 274 передовикам сельского хозяйства области были вручены ордена и медали.

 В четвертой пятилетке было проведено укрупнение коллективных хозяйств, в результате чего число колхозов к началу следующей пятилетки сократилось до 958.

 В кратчайший исторический срок за пять лет в основном на селе были залечены глубокие раны войны, хотя трудностей впереди было еще немало.

 НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИЕ  захватчики  нанесли  нашей стране огромный   .ущерб.   Они разрушили и разграбили 1710 городов и поселков городского типа, сожгли более 70 тысяч сел и деревень, полностью или частично уничтожили около 32 тысяч промышленных предприятий, разрушили 65 тысяч километров железнодорожных путей, разграбили более 100 тысяч колхозов и совхозов, уничтожили десятки тысяч больниц, школ, техникумов, вузов, библиотек. В целом материальные потери СССР составили 2600 миллиардов рублей (в довоенных ценах).

 Поэтому основные задачи четвертого пятилетнего плана, принятого Верховным Советом СССР в марте 1946 года, состояли в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, достигнуть довоенного уровня развития народного хозяйства и затем превысить этот уровень в значительных размерах.

 В соответствии с Законом о пятилетнем плане был разработан план восстановления и развития народного хозяйства Брянской области, почти все промышленные предприятия которой во время фашистской оккупации либо были превращены в груды развалин, либо сильно пострадали. Все оставшееся оборудование оккупанты уничтожили или вывезли. Были превращены в руины города и села, выведен из строя транспорт, разрушено и сожжено 70 процентов жилого фонда.

 Восстановительные работы на Брянщине начались сразу же после ее освобождения от гитлеровцев — в сентябре 1943 года.  Но шли они не так быстро, как хотелось бы. Продолжалась война, не хватало ни рабочих рук, ни средств. К концу 1944 года удалось восстановить 65 промышленных предприятий. Объем выпускаемой ими продукции составлял всего лишь 1 процент довоенного уровня. Первые успехи в возрождении промышленности в значительной мере были обусловлены образованием Брянской области (июль 1944 г.). В июне 1945 года была введена в строй первая очередь Брянской электростанции. В конце того же года на Бежицком стальзаводе выплавили первую сталь на первой восстановленной мартеновской печи. И все же до полного возрождения индустрии края было еще далеко.

 В 1945 году выпуск промышленной продукции на Брянщине составил лишь 18 процентов, а численность рабочих — 32 процента от довоенного уровня. Стоит ли доказывать, какой огромной сложности задачи стояли перед трудящимися нашей области ?

 К концу четвертой пятилетки предстояло восстановить все предприятия союзно-республиканского значения, а также местной и кооперативной промышленности. Намечалось резкое увеличение производства строительных материалов, для чего надо было быстро восстановить заводы по выпуску цемента, кирпича, стекла, а также начать строительство новых предприятий по производству асбестоцементных труб, плит, шифера, стандартных домов, фанеры. Предстояло создать новые отрасли машиностроения: строительного, дорожного, сельскохозяйственного. В Брянске создавалось крупное предприятие по изготовлению дорожных машин. На новозыбковской фабрике «Волна революции» налаживался выпуск оборудования для спичечной промышленности.

 Расширялось текстильное производство. Клинцовские фабрики в конце пятилетки должны были вырабатывать 8—10 млн. метров высококачественного сукна и других шерстяных изделий.

 Великая победа над сильным и жестоким врагом, стремление как можно скорее восстановить разрушенное рождали неиссякаемую энергию, творческую инициативу трудящихся. Брянцы активно поддержали почин ленинградцев и металлургов Юга страны, вступивших в соревнование за выполнение пятилетки в четыре года.

 Образцы самоотверженного труда показывали коммунисты. На Брянском паровозостроительном заводе (так стал называться с апреля 1946 года завод «Красный Профинтерн») из 247 коммунистов-производственников 242 выполняли задания на 150—300 процентов. В Клинцовской городской партийной организации не было коммунистов, не выполнявших производственных норм.

 Брянский обком партии уделял особое внимание тем важнейшим объектам, которые требовали   немедленного   восстановления. Там почти   постоянно   находились   представители   обкома ВКП(б). На месте они принимали необходимые решения, помогали парторганизациям вести работу в массах.

 До основания разрушенная фашистами Брянская ГРЭС, несомненно, была одним из таких объектов. В ее электроэнергии остро нуждались промышленные предприятия, население, культпросветучреждения, коммунально-бытовые предприятия. Восстановительные работы начались еще в январе 1944 года. Люди увидели здесь груды битого кирпича, искорёженных металлоконструкций. На месте некогда благоустроенного поселка энергетиков был пустырь. Из-за недостатка транспорта и техники почти все приходилось делать вручную. По работа шла днем и ночью. БРЭС восстанавливала вся область. Заказы стройки выполнялись впеочереди. 13 июня 1945 года, как уже отмечалось, вступила в строй первая очередь станции, а в мае 1948 года закончилось восстановление второй очереди. По сравнению с 1940 годом мощность БРЭС почти удвоилась.

 В четвертой пятилетке были восстановлены также Бежицкая, Клинцовская, Суражская ТЭЦ и ТЭЦ Лопандинского сахарного завода.

 Огромный размах приобрели восстановительные работы на Брянском паровозостроительном заводе. В первый год четвертой пятилетки здесь были пущены две мартеновские печи, началось сооружение паровозостроительного цеха, в два раза превышающего размеры довоенного. В конце декабря 1946 года из заводских ворот вышел первый паровоз «Победа», созданный брянскими рабочими. В 1947 году было изготовлено 30 мощных локомотивов, в 1948 году — свыше 60.

 Наряду с этим завод выпускал изотермические вагоны, оборудование для черной металлургии, запасные части к сельхозмашинам и другую продукцию.

 Ускоренно восстанавливался Бежицкий сталелитейный завод. На его возрождение и развитие в 1946—1950 годах было израсходовано 71,5 млн. рублей.

 Наращивал мощности Брянский завод дорожных машин. В мае 1946 года здесь был изготовлен первый грейдер, в сентябре — транспортер. Спустя год дормашевцы впервые в стране стали изготавливать асфальтобетонные смесители. В 1948 году начался выпуск самоходных асфальтоукладчиков и грейдеров-элеваторов.

 В очень сложных условиях шло восстановление Брянского цементного завода, полностью разрушенного во время оккупации. И все же после пятилетнего перерыва в ночь на 19 июля 1946 года здесь сумели выдать первый клинкер. Возрождая старый, рабочие строили новый завод с четырьмя 150-метровыми вращающимися печами и мощными помольными установками. В 1949 году вступила в строй первая печь нового завода.

 В 1947 году началось восстановление Брянского фосфоритного завода, частично были пущены Погарский сигарный комбинат, Клинцовские швейная и обувная фабрики, начато строительство Климовского крахмального завода, ряда маслозаводов. В феврале 1948 года был пущен восстановленный на довоенную мощность Лопандинский сахарный завод, а в конце этого года выдал первую продукцию для спичечной промышленности завод «Волна революции». В мае 1948 г. началось строительство Брянской мебельной фабрики.

 В 1948 году стройки области получили первый шифер, изготовленный асбошиферным заводом, который после восстановления стал выпускать продукции больше, чем в довоенное время.  К концу 1948 года намного превзошла довоенный уровень по выпуску валовой продукции стекольная промышленность. В возрождении Ивотского и Бытошского заводов участвовало буквально все население: женщины, старики, инвалиды, дети. Предприннмалось много усилий для того, чтобы повысить производительность труда за счет внедрения новой технологии. Например, на Бытошском заводе рабочий-фуркист Н. Е. Зубов по примеру ленинградских и горьковских стеклоделов решил вытягивать стекло на высоких скоростях. К работе по-новому он долго, готовился. И вот в один из июльских дней 1948 года был установлен замечательный рекорд. Медленно, но неуклонно нарастала скорость. В первый час 40, потом 50, 65, 70 и наконец 92 метра в час. А ведь в прошлом хорошей считалась скорость ленты 45 метров в час! С этого времени началась планомерная борьба за увеличение выпуска продукции за счет повышения скоростей машин вертикального вытягивания стекла. В 1949 году здесь на 27 процентов превзошли уровень производства 1940 года. На заводе широко развернулось рационализаторское движение, 150 предложении, внедренных в производство в 1950 году, позволили сэкономить почти миллион рублей. За счет сэкономленных материалов и топлива ежемесячно выпускалось 22 тысячи квадратных метров сверхпланового стекла.

 Немалый вклад в успехи своего предприятия внесли новаторы Ивотского стекольного завода. В первом году четвертой пятилетки здесь нередко происходили перебои в производстве стекловолокна из-за нехватки дефицитной в то время кальцинированной соды. Группа рабочих во главе с технологом т. Солохиной разработала-рецепт стекломассы с применением имевшегося в достатке сульфата. Это обеспечило ритмичную, высокопроизводительную работу. Ивотский завод за 3 года и 9 месяцев выполнил два своих пятилетних задания.

 После Великой Отечественной войны в нашей области возникла новая отрасль   строительной   индустрии   —   промышленность стандартного домостроения. Вместо кустарных лесокомбинатов в Кокоревке, Клетне, Сельце, Дятькове, Алтухове выросли крупные домостроительные предприятия.  Их оснастили первоклассным оборудованием. Заводы отгрузили тысячи стандартных домов Сталинграду, Севастополю, Одессе, Орловской, Курской, Смоленской и другим областям, сильно пострадавшим от войны.

60 млн. рублей было израсходовано на восстановление и расцирение суражской фабрики «Пролетарий». Она единственная В стране специализировалась на выработке технического картонa, используемого в полиграфии и машиностроении.

 Следует подчеркнуть, что восстановление предприятий осуществлялось на более совершенной технической основе. Новейшие отечественные и зарубежные станки устанавливались на машиностроительных заводах. Механизировались многие трудоемкие процессы на стальзаводе. Старые пневматические решетки здесь были заменены электромеханическими. Машины периодического действия уступили место машинам непрерывного действия на текстильных фабриках. В ткацком производстве внедрялись полуавтоматические и автоматические станки. Только на Клинцовской фабрике имени Ленина было установлено 225 новых станков и машин. На Брянской ГРЭС котлы оборудовали автоматами, регулирующими сгорание топлива и подачу воды.  На генераторах установили автоматические регуляторы напряжения.

 В годы первой послевоенной пятилетки на предприятиях области получили широкое распространение машинная формовка, литье в кокиль, скоростное резание, автоматическая сварка, электрозакалка и электроискровое покрытие инструмента, сварка под слоем флюса и другие новинки. Все это позволило в 1949 году превзойти довоенную выработку на одного рабочего почти на 23 процента.

 Энергичные меры принимались для быстрого восстановления железнодорожного транспорта. Возрождались и строились новые локомотивные и вагонные депо, пункты технического осмотра вагонов угольные эстакады, мосты, водокачки, вокзалы, в том числе такие крупные, как на станциях Бряпск-I, Орджоникидзеград, Унеча. Крупнейшая на сети железных дорог страны сортировочная станция Брянск-II была оснащена горочной автоматической централизацией, двухсторонней связью и т. д. Это ускорило формирование поездов, повысило безопасность движения, облегчило труд железнодорожников.

 В восстановлении промышленных предприятий, разрушенных во время войны, трудящимся Брянщины помогала вся страна.  Еще в 1943 году в братских республиках родилось шефское движение по оказанию помощи в возрождении народного хозяйства районов, освобожденных от фашистской оккупации. Например, города и районы Казахстана взяли шефство над городами и районами нашей области: Алма-Ата — над Клинцами, Семипалатинск — над Брянском, Кзыл-Орда — над Карачевом, aкмолинек — над Злынкой и Злынковским районом, Чимкент и Петропавловск — над Бежицей, Кустанай — над Севским районом, Джамбулская область — над Трубчевском, Климовским, Koмaричским, Понуровским районами.  На Брянщину один за другим стали прибывать эшелоны с оборудованием для промышленности. Семипалатинцы прислали для Брянска сверлильные станки, швейные машины, другое oбoрудование.

 Понимая трудности восстановления индустриальной Бежицы, трудящиеся Северо-Казахстанской области отчислили бежичанам двухдневный заработок (70 тыс. рублей) и прислали различных товаров на 100 тыс. рублей.

 Украинские ученые помогли коллективу Брянского паровозостроительного завода организовать на предприятии автоматическую сварку. Институт электросварки Академии наук УССР, руководимый академиком Е. О. Патоном, взял на себя проектирование и изготовление сварочных автоматов. Для освоения автоматических установок институт командировал в Брянск своих специалистов.

 Брянщина получала необходимое промышленное оборудование и станки с предприятий Урала, Сибири и других мест.

 Опираясь на огромную помощь Коммунистической партии, Советского правительства, всего нашего народа, трудящиеся области буквально преобразили родной край, из руин и пепла подняли фабрики, заводы, города и села. За четвертую пятилетку объем промышленного производства Брянщины увеличился в пять раз, производительность труда в два раза. В целом промышленность области вплотную подошла к довоенному уровню.  А многие предприятия стали выпускать продукции больше, чем до войны.

 Объем машиностроения и металлообработки за пятилетие увеличился в 10 раз, текстильной промышленности в 5,9, бумажной и деревообрабатывающей — в 4,8, мебельной — в 5,2, торфодобывающей промышленности — в 4,7, пищевкусовой — в 2,7, в том числе мясной — в 5,8 раза.

 В 1950 году производство электроэнергии составило 268 млн. киловатт-часов, или за пятилетку возросло в 10,7 (раза, производство кирпича составило 86 млн. штук, шифера — 28,7 млн. условных плиток, картона — 8,4 тысячи тонн, оконного стекла - 6,8 млн. квадратных метров, шерстяных тканей — 4 млн. погонных метров, кожаной обуви — 252 тысячи пар, консервов — 3,6 млн. условных банок, сахара — 6,4 тысячи тонн и много другой продукции.

 *    *    *

 За годы четвертой пятилетки в нашей стране было построено, восстановлено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий. Производственный потенциал страны был полностью восстановлен и существенно увеличен.