СтраницаБрянск торговая столица

Брянск торговая столица

    Весь XVl век и начало XVll Брянщина находилась в центре войн и междоусобиц, и лишь с 1635 года в регионе начала возрождаться торговля. Брянск оказался на перепутье торговых путей, связывавших Украину с Москвой. По просьбе воеводы Ивана Хилкова царь распорядился выстроить в Брянске новый гостиный двор и ввел налоговые и таможенные льготы для иностранных купцов. В XVll веке Свенская ярмарка стала одной из самых знаменитых на Руси.
      Власть в Брянске в целом находилась в руках купечества, и имела несколько ветвей. Политику государственного централизма проводил воевода, назначаемый царем. В компетенции воеводы, в частности, были полицейские функции. До 1720 года высшим органом местного самоуправления в Брянске была ратуша. Она руководила действиями бургомистров, которые избирались из среды посадских и осуществляли сбор налогов. С 1720 года был образован магистрат - он состоял из бурмистров и ратманов, избираемых из числа "дельных и лучших в купечестве".
      Магистрат должен был вести учет населения, производить раскладку налогов и повинностей, руководить выборами на должность старшин и старост, устраивать ярмарки, размещать войска на постой по квартирам, разбирать вексельные претензии купцов и ремесленников между собой, следить за противопожарным и санитарным состоянием города, наблюдать за торговлей, участвовать в поимке беглых солдат.
     В петровское время Брянск стал быстро расти как город купцов и ремесленников, поскольку он служил базой снабжения русских войск во время азовских походов и в войне со шведами. В 1696 году Петр 1 распорядился начать строительство судов в Брянске для казацкой флотилии. До мая 1697 года было изготовлено около 200 стругов.

Среди ремесленников Брянска преобладали производители съестных припасов, большие группы ремесленников также составляли производители одежды и домашней утвари. Как правило, они сами сбывали свои товары и обзаводились для этого лавками. В целом ремесленники относились к низшему городскому классу, к бедноте, и селились на окраине города. Наименее обеспеченными были портные, сапожники, извозчики и пильщики, а к состоятельной - скорняки, кожевники, серебренники. Был хорошо налажен извозный промысел - через Брянск проходила первая государственная почтовая линия России, созданная в середине 17 века царем Алексеем Михайловичем при воссоединении Украины с Россией. И впоследствии единство двух великих славянских государств всегда способствовало процветанию Брянщины.
       Петр Великий дважды побывал в Брянске во время войны со шведами. В 1708 году он поселился в Свенском монастыре и отсюда стал следить за продвижением шведской армии. Здесь он узнал об измене Мазепы и отсюда отправился в действующую армию. Возвращаясь в столицу после Полтавской битвы, он снова заехал в Брянск. В предвидении борьбы с турецкой армией за черноморское побережье, Петр распорядился создать в Брянске запасный магазин для оборудования флотилии и разработать план судостроительной верфи.
     Петру доводилось заниматься и вопросами социальной защиты брянских жителей. Была в городе, помимо почтового стана, служебная скорая линия, перевозившая государевых людей. Ямщик Гурко Леонов с товарищами написали царю жалобу о том, что воеводы и казаки берут ямские подводы, а прогонных не платят, и просили назначить им жалование из таможенных и кабацких сборов. Царь Петр признал просьбу законной и повелел платить прогонные из казны, одновременно ограничив круг лиц, имеющих право на "льготный проезд".
     Чтобы укрепить южные границы России, государство содействует появлению брянской промышленности. В 1737 году был реализован проект судоверфи в Брянске, разработанный Петром Великим. Первым заказом стали двести небольших военных судов, которые были направлены для участия в осаде Очакова. В 1738 году Брянская верфь построила более сотни четырехпушечных бригантин. А с 1739 года брянская верфь стала обслуживать нужды речного торгового флота.
      Одним из важнейших событий XVlll столетия явилось строительство в Брянске второго после верфи крупного государственного предприятия. Готовя присоединение Крыма к России, императрица Екатерина подписала указ о сооружении в Брянске Арсенала для снабжения армии, действовавшей в Нижнем Приднепровье. 23 марта 1785 года литейный мастер Данила Рыков отлил две первые двадцатичетырехфунтовые пушки, а к ноябрю было отлито уже 66 пушек.
      Строительство Арсенала было завершено в 1788 году. А В 1804 году на Арсенале насчитывалось 450 рабочих, несколько десятков офицеров и технических руководителей. В ту пору это был крупнейший в России, после тульского, оружейный завод, снабжавший армию артиллерийскими орудиями, ружьями, снаряжением.
      Во время войны 1812 года Наполеон неоднократно принимал попытки захватить Брянск. Но русское ополчение опередило неприятеля, французам так и не удалось овладеть городом.
    Со снижением в 18 веке роли Брянска как перевалочного пункта в торговле Украины с центральными областями России брянские купцы и землевладельцы предпринимают попытки вкладывать капиталы в промышленное производство. В 1743 году брянский купец Никулин поставил железоделательный завод на речке Крапивной. притоке Неруссы. В 1745 году на притоке Болвы - Песоченке брянский помещик Гончаров построил большой по тем временам завод с двумя домнами и четырьмя молотами. Несколько лет спустя Гончаров строит на той же реке второй и третий заводы, а в 1755 году от возводит Любохонский завод. В Брянске открываются частные перерабатывающие предприятия, две канатные фабрики. Тем не менее, до начала 19 столетия частный капитал так и не смог стать основным двигателем индустриализации Брянщины.
 




Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

Листья осени тихо плавают,
Заводь ртутная глубока.
Обжигает гранёным пламенем
Мои руки
Десна – река.