Страницабронированная

Брянск. БРОНИРОВАННАЯ КРЕПОСТЬ НА КОЛЕСАХ июня 1941

БРОНИРОВАННАЯ КРЕПОСТЬ НА КОЛЕСАХ А. Е. ЛОКШИН, бывший военный комиссар дивизиона

Командир 6-го отдельного дивизиона бронепоездов Ф.И. Лобынцев (стоит) и комиссар А.Е. Локшин Фото 1941 г.

БРЯНСКИЙ дивизион в составе трех бронепоездов 28 июня 1941 года прибыл на станцию Гомель. Нас встретил представитель штаба 21-й армии, в состав которой вошла наша часть. Появление бронепоездов на Гомельском железнодорожном узле с большим воодушевлением было встречено железнодорожниками и жителями города. Они говорили: «Спасибо вам, брянцы, за подмогу. Вместе будем драться с лютым врагом». Нас называли брянцами потому, что весь личный состав дивизиона был сформирован из рабочих и служащих предприятий и учреждений Брянска, а сами бронепоезда изготовлены на Бежицком сталелитейном заводе и «Красный Профинтерн» (ныне БМЗ).

Командующий 21-й армией генерал-лейтенант Василий Филиппович Герасименко, когда мы с командиром дивизиона Ф.И. Лобынцевым прибыли к нему за получением боевого задания, был краток. Он сказал: «Задача дивизиона бронепоездов совместно с 63-м стрелковым корпусом — сдерживать наступление фашистских войск в районе железнодорожных узлов Гомельской и Полесской областей и истреблять их технику и личный состав». Так началась наша многодневная боевая страда.

Командир 63-го стрелкового корпуса Леонид Георгиевич Петровский (сын старого революционера, выдающегося государственного деятеля, бывшего председателя ВЦИК Украины Г.И. Петровского) подробно объяснил нам обстановку на участке расположения корпуса и конкретизировал задачу для каждого бронепоезда на участке Гомель—Жлобин—Бобруйск, Гомель—Калинковичи, Старушки—Бобруйск, Калинковичи—Жлобии во взаимодействии с пехотными подразделениями корпуса.

Положение 63-го стрелкового корпуса, а также самой 21-й армии к этому времени было очень тяжелым. В армии не хватало танков, авиационное прикрытие было недостаточное. И хотя наши войска сражались ожесточенно, фашисты, имея превосходство в силе и технике, продвигались вперед.

Не прошло и нескольких дней, как фашистская авиация обнаружила место нахождения базы дивизиона бронепоездов и начала методично ее бомбить. Во время бомбежки погиб начальник боепитания дивизиона Кузнецов. В его похоронах приняли участие и жители Гомеля, которые возложили цветы на его могилу. Некоторые раненые бойцы были отправлены в больницу на излечение. Пришлось базу дивизиона срочно перевести на станцию Калинковичи, ближе к переднему краю, где действовали бронепоезда.

В июле 21-я армия получила приказ ставки Главного командования из района Гомеля перейти в наступление на Бобруйск, чтобы выйти на тылы группировки противника, рвавшегося к Могилеву. В центре наступления нашей армии был 63-й стрелковый корпус Л.Г. Петровского, где и действовали бронепоезда. Ломая упорное сопротивление врага, части 21-й армии с ожесточенными боями продвигались вперед. К концу июля 1941 года они форсировали Днепр, освободили Жлобин и Рогачев.

Фашистское командование вынуждено было в срочном порядке перебросить навстречу 21-й армии два армейских корпуса из резерва группы армий «Центр» и еще две дивизии с могилевского направления. К 23 июля 1941 года 63-й стрелковый корпус под ударами превосходящих сил противника отошел к Днепру и перешел к обороне. Бронепоезда, ведя огонь по противнику, прикрывали наши части. Выполняя боевую задачу, бронепоезда старшего лейтенанта Ананьева и лейтенанта Колокольцева, находились на железнодорожном участке Бобруйск—Старушки. В стороне от железнодорожного полотна находился отряд майора Курмышева, который совместно с бронепоездами совершал огневые налеты в тыл противника. Так, в районе станции Бержа отряд Курмышева при поддержке бронепоезда полностью уничтожил батальон гитлеровцев. Внезапным огневым налетом бронепоездов и отряда Курмышева была  отбита у противника станция Ротмировичи.

...Нам стало известно, что в местечке Оземля находится штаб 231-й немецкой пехотной дивизии. Посоветовались и решили внезапным ударом разгромить его. К осуществлению этого плана был привлечен отряд майора Курмышева и партизанский отряд «Красный Октябрь», под командованием бывшего первого секретаря Октябрьского райкома партии Полесской области Белорусской ССР Тихона Пименовича Бумажкова, который действовал в этих местах. Мы уже слышали о боевых делах этого партизанского отряда. Он с 10 июля 1941 года вел бои на рубеже реки Птич. Почти двое суток отряд сдерживал натиск врага и во взаимодействии с частями Красной Армии отбивал атаки фашистов, забрасывая танки гранатами и бутылками с горючей смесью.

Накануне наступления была организована тщательная разведка взводом управления бронепоезда младшего лейтенанта Горшкова. Были точно определены координаты и место расположения огневых средств противника.    В ночь на 18 июля 1941 года бронепоезд тихо подошел к Оземле и открыл огонь со всех пушек. Меткие выстрелы командиров орудий Макарова и Осипенко зажгли здание, где находился штаб противника. С нарастающей силой вела огонь вся поездная команда. На помощь охране штаба подошли новые силы противника. Под прикрытием артиллерийского огня бронепоезда отряд майора Курмышева и партизанский отряд Бумажкова бросаются в атаку на врага и дружным огнем начали истреблять фашистов. Беспорядочно отстреливаясь, немцы повернули в сторону топкого болота, но и там не нашли спасения. Почти все они были уничтожены.

В сторожке на кладбище нами было отбито 10 коммунистов, солдат и командиров, приговоренных к расстрелу. Трудно передать их радость и благодарность за спасение.

В немецком штабе были захвачены важнейшие документы, в том числе секретные карты с планом наступления на Гомель и Чернигов. Эти документы немедленно были переданы командованию армии.

Слух об этой операции прошел по Белоруссии, говорили, что где-то действуют партизаны, непокорившиеся немцам, и воинские части в тылу врага. Об огневых налетах бронепоездов писала в то время газета «Красная звезда» и передавало Советское Информбюро.

...Бронепоезд лейтенанта Заблодского ворвался на станцию Жлобин и неожиданно оказался в «мешке», стрелки были замкнуты и пути выхода закрыты. Фашисты рассчитывали захватить бронепоезд. Казалось, положение безвыходное. Но храбрость, мужество и находчивость личного состава взяли верх. Политрук Куликов, лейтенант Фишман, военфельдшер Гусаков, машинист Жихарев, мастер Милушкин, рискуя своей жизнью, под ураганным огнем фашистов взломали стрелки. Помощь в этом им оказали белорусские железнодорожники, работавшие на станции Жлобин. Бронепоезд вырвался со станции, вовремя подоспел на помощь нашей пехоте, попавшей в окружение. Бронепоезд уничтожил в этом бою 8 танков и артиллерийский расчет. Пехотное подразделение было посажено на контрольные платформы бронепоезда и переброшено на новый рубеж.

...Бронепоезд шел по территории, занятой врагом. Машинист Росимович внимательно всматривался в железнодорожное полотно. Мост впереди был взорван, у реки большое скопление войск и танков противника. Через реку шла переброска войсковых частей противника. Командир бронепоезда Л.И. Заблодский принял смелое решение — приблизиться вплотную к мосту и расстрелять врага прямой наводкой.

Оглушительный залп многих орудий разорвал воздух. Десятки пулеметов обрушили свой смертельный свинцовый дождь на фашистов, заметавшихся в панике на берегу. Наводчик Лазарев доволен — он с первого снаряда угодил в самый центр понтонного моста, вторым снарядом окончательно разрушил переправу.

Нежданное появление бронепоезда ошеломило гитлеровских бандитов, уйти от расправы удалось не многим. На берегу реки остались трупы гитлеровцев, разбитые автомашины и танки.

Когда бронепоезд двинулся в обратный путь, вдруг в воздухе появился вражеский самолет и начал бомбить. Но искусство машиниста Росимовича спасло бронепоезд. Он умело маневрировал, и бомбы разрывались вне цели.

А наши зенитчики, выждав момент, когда самолет вошел в зону действия орудия, открыли прицельный огонь. Боевой расчет командира Троепольского сбил фашистского стервятника. Машина камнем полетела вниз.

12 августа 1941 года развернулись ожесточенные бои в непосредственной близости от Гомеля, куда фашисты бросили пять пехотных дивизий, поддержанных танками и авиацией. В то же время противник силою трех пехотных дивизий начал форсировать Днепр южнее Жлобина. Бронепоезда, поддерживая наши части, то и дело совершали огневые налеты. В одном из них они истребили до 100 фашистских солдат и офицеров.

Однако силы были неравными. В результате 10-дневных жестоких боев противнику удалось 19 августа 1941 года захватить Гомель. Наши части отошли на новый рубеж.

Бронепоезда получили приказ выйти на железнодорожную линию Гомель—Конотоп. Здесь они вели совместно с пехотными подразделениями упорные оборонительные бои за станции Городня, Щорс и особенно за станцию Мена.

Мы особо были благодарны железнодорожникам Чернигова за помощь, которую они оказывали нам во время ремонта и промывки бронепоездов в их железнодорожном депо. Мы восхищались их мужеством. Во время одного из налетов фашистской авиации на железнодорожный узел Чернигова бронепоезда вели огонь по пикирующим бомбардировщикам, но, несмотря на бомбежку, работа в железнодорожном депо не прекращалась.

...Командир 66-го стрелкового корпуса генерал-майор Ф.Д. Рубцов приказал всем бронепоездам дивизиона занять рубежи Гомель—Бахмач, Гомель—Чернигов и на этих железнодорожных участках обеспечить огнем бронепоездов прикрытие отходящих частей до тех пор, пока последний солдат не переправится на противоположный берег Десны.

6 сентября 1941 года бронепоезда прибыли на станцию Мокошино, но фашистские войска преследовали наши отходящие части по пятам. Здесь разгорелся бой за переправу. Бронепоезда вели огонь по танкам и авиации противника. В воздухе появилось до 20 бомбардировщиков. Они начали пикировать на бронепоезда. Еле отбились от этих самолетов, как появилась новая волна до 30 самолетов. И снова бомбежка. Были сбиты два самолета противника, уничтожено несколько танков. Но и мы потеряли бронепоезда — они были разбиты.

Брянцы выполнили свою боевую задачу — 66-й стрелковый корпус перебрался на противоположный берег Десны и занял новый рубеж для активной обороны, а личный состав дивизиона бронепоездов отошел последним.

В ноябре 1941 года по приказу Ставки Верховного Главнокомандования команды бронепоездов прибыли в Москву. На Савеловском вокзале нас встретил начальник Управления бронепоездов Наркомата обороны СССР генерал-майор Чернов. Его приказ был краток: «Срочно принять боевую технику и встать на защиту Москвы».

В ту пору Москва была фронтовым городом, улицы были почти безлюдны, местами занесены сугробами, магазины закрыты. На окраине столицы — надолбы, земляные валы, баррикады. Здесь на укреплениях работало много женщин и подростков.

Дивизион получил бронепоезда, один из них был изготовлен на Коломенском паровозостроительном заводе и был назван «Уничтожим врага», а второй — «Истребитель фашизма» — сделали рабочие депо Московское Октябрьской железной дороги. Коллектив этого депо выделил и свою паровозную бригаду — машиниста первого класса Виноградова и его помощника Умникова.

В конце ноября опасное положение создалось на северо-западе от Москвы. Враг овладел Яхромой и мостом через канал Москва—Волга. Бои шли в районе Красной Поляны. До столицы оставалось 25 км. Вот на этот участок, где сосредоточилась 20-я армия, и прибыла наша часть. Во взаимодействии с 35-й стрелковой дивизией под командованием полковника Будыхина бронепоезда начали совершать огневые налеты на лагерь противника.

26 ноября 1941 года фашисты вели ожесточенные бои в поселке Красная Поляна. Наша разведка сообщила, что на железнодорожной ветке хлопкопрядильной фабрики стоит эшелон с оборудованием и гражданским населением. Вывести его нечем, паровоза нет. Однако долго размышлять не пришлось. Едва стемнело, машинист Мар'келов и его помощник Гончаров во главе с командиром взвода разведки лейтенантом Горшковым и сержантами Петрыкиным и Макаровым отправились за эшелоном. Бесшумно подошли и стали прицеплять вагоны. Вдруг со стороны поселка взметнулись осветительные рекаты — оказывается, немцы уже заняли Красную Поляну. Только тронулись, как фашисты открыли минометный огонь. Прибыли на станцию Лобня. Открыли вагоны — там были женщины, старики, дети. Одному мужчине перебило ноги ниже колен и девочку ранило в руку. Военфельдшер бронепоезда Гусаков оказал им помощь. Эшелон был отправлен в Москву, а оттуда в тыл.            Ночью бронепоезда направились в сторону Дмитрова. Не доезжая моста через канал Москва—Волга, остановились — оказалось, что он в руках у немцев. Двинулись обратно. Стало светать, и тут налетели фашистские самолеты, около 10 заходов сделали они. Благодаря удачным маневрам машинистов ни одна бомба не попала в бронепоезд.

2 декабря 1941 года бронепоезда остановились у транспортного переезда на станции Лобня, соединяющего Рогачевское шоссе с Дмитровским. Едва бронепоезда заняли свои позиции, как с левой стороны от станции, возле леса, послышались автоматные очереди. Спустя несколько минут по бронепоезду «Уничтожим врага», стоявшем на выходных стрелках, грянул залп из пушек. Бронепоезд ответил огнем. Не прошло и пяти минут, как на переезде появились вражеские танки. Завязался бой. В этом бою были подбиты три танка противника, остальные отступили. На следующий день бронепоезда поддерживали контратаку нашей пехоты, били по укреплениям врага в Красной Поляне. Более трех часов длился бой.

Попытка врага прорваться к Москве между Красной Поляной и Лобней провалилась. Наши войска нанесли здесь серьезный удар немецко-фашистским захватчикам и принудили их перейти к обороне.

6 декабря после краткой артиллерийской подготовки воздух разорвало мощное «Ура!» Это пошла в наступление пехота, стрелковая бригада полковника Гриценко и 331-я дивизия генерала Короля, дивизия имени Брянского пролетариата. В это время мы не знали, что поддерживаем огнем своих земляков.

Основной удар наносился на Красную Поляну, где сильно окопался враг. Ни на минуту не прекращали бить по вражеским укреплениям артиллерия, бронепоезда, авиация. Брянская дивизия и стрелковая бригада Гриценко вели упорные бои. Схватки были кровопролитными. Только 8 декабря разбитые части противника были вышвырнуты из поселка и стали отступать на запад.

На окраине поселка стояла дальнобойная пушка, из которой немцы намеревались стрелять по Кремлю. Но ни одного выстрела им сделать не удалось.

После освобождения Красной Поляны бронепоезда получили приказ выйти на станцию Долгопрудная и охранять мост через канал Москва—Волга. Не одна схватка была с фашистскими стервятниками, пытавшимися бомбить железнодорожную станцию, проходящие составы и сами бронепоезда.

Все дальше и дальше советские войска гнали врага с подмосковной земли. В январе 1942 года дивизион бронепоездов был переброшен в район Вязьмы, где наши войска вели ожесточенные бои, действовали на участке железной дороги Калуга—Вязьма и поддерживали огнем части 33-й армии.

Каждую ночь со станции Кошняки отправлялись бронепоезда к линии фронта и вели огонь по противнику. Особо упорные бои были под станцией Угрюмово.

«Борис Петрович! Дай прикурить!» — так обращались к нам пехотинцы, когда требовалась им помощь бронепоездов.

С особым подъемом сражались бойцы и офицеры дивизиона бронепоездов на подступах к Брянску, но участвовать в освобождении родного города нам не удалось. Наша часть пошла на Рославль, Кричев, поддерживая пехоту, бравшую эти города.

В конце июня 1944 года войска освободили Оршу, затем Минск. В середине июля Витебск, 1 августа — Каунас. Среди наступающих наших войск были и брянские бронепоезда.

Наконец-то мы дошли до границы Германии. Ясным октябрьским утром гвардейские минометы известили о начале артиллерийской подготовки. Под прикрытием авиации и собственного огня бронепоезда с пехотным десантом ворвались на первую станцию Восточной Пруссии — Эйткунен. В стая врага непрерывно летели снаряды с надписью — «За Родину», «За родной Брянск», «За Бежицу».

9 апреля 1945 года доблестные войска 3-го и 2-го Белорусских фронтов разгромили  фашистские войска в Восточной Пруссии и овладели Кенигсбергом.

До конца войны бронепоезда сражались в Восточной Пруссии, помогая нашей пехоте, охраняли железнодорожные узлы и базы наших войск от авиации противника.

За период боевых действий дивизион бронепоездов истребил свыше 8500 солдат и офицеров противника, уничтожил 39 танков, 128 автомашин, 16 бронемашин, 6 самолетов, 21 орудие, 12 минометов, два склада с боеприпасами, было захвачено много пленных.

В боевую летопись нашей части славную страницу вписали бывшие машинисты бронепоездов — Маркелов, Левшаков, помощник машиниста Иван Поздняков, командиры орудий, наводчики и пулеметчики Василий Макаров, Николай Лазарев, Василий Глушенков, Борис Моисенков, Усов, Колосок, Потапкин, Петрунин, И. Ф. Зеленков, Ефим Зятиков, связисты и разведчики Василий Аниканов, Семен Федотов, Панасенко, Анохин, Дарымов, офицеры Александр Левшенков, Иван Гончаров, Леон Пантелев, Иван Арефьев — все они живут сейчас в Брянске и области, многие работают на заводах и фабриках, а часть уже на пенсии. Но и сейчас ветераны войны в строю — они помогают воспитывать молодое поколение на славных боевых традициях советского народа.