СтраницаБогородицы

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Погарский район Брянской области

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (с. Посудичи)

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы расположен в центре села. Сооружен вместо прежней церкви, деревянной (известна с 1770 г.) в 1819 г. из кирпича и оштукатурена; вероятно, во 2-й пол. 19 в. возведен нынешний деревянный верх, рубленый и обшитый тесом. Своеобразный брянский храм, сочетающий в своей архитектуре раннеклассицистические каменные и позднеклассицистические деревянные формы.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРО­ДИЦЫ (НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА)
Расположена в центре села. Сооружена вместо прежней, деревянной (известна с 1770 г.) в 1819 г. из кирпича и оштукатурена; вероятно, во 2-й пол. 19 в. возведен нынешний деревянный верх, рубленый и обшитый тесом. Своеобразный брянский храм, сочетающий в своей архитектуре раннеклассицистические каменные и позднеклассицистические деревянные формы. Невысокий прямоугольный в плане объем, вытянутый по продольной оси, имеет более узкие полукружие апсиды и кубический притвор. Над двускатной кровлей храма в центре возвышается деревянная надстройка: на низком четверике световой восьмерик с граненой купольной кровлей и изящной главкой. Такая же главка поставлена над апсидой. Над папертью сооружена деревянная колокольня с широким глухим четвериком и четырехгранным ярусом звона, завершенным коротким шпилем с крестом. Раннеклассицистический декор фасадов основной части здания состоит из упрощенного антаблемента и рамочных наличников прямоугольных и арочных окон с "ушами", "бровками", сандриками и подоконными выступами. У позднеклассицистических деревянных завершений накладные доски-лопатки на углах, простые карнизы с фронтонами у звона колокольни, скромные обрамления проемов у восьмерика и обрамления с арочными нишами вверху, у звона. Перед западным и боковыми входами устроены деревянные крыльца с парными столбиками и фронтонами. В интерьере основное прямоугольное помещение храма с плоским перекрытием имеет в центре четыре деревянные колонки, поддерживающие четверик и световой восьмерик. Открытая в храм широкой аркой апсида и притвор, имеющий, наоборот, узкий проем, - с коробовыми сводами и конхой с распалубками над окнами у апсиды. Внутренняя отделка помещений скромная: стены окрашены по штукатурке, потолок побелен. Простой иконостас с иконами и утварь храма относятся к кон. 19 - нач. 20 в.

Село Стечна Погарского района Церковь Рождества Богородицы

Село расположено в семи километрах восточнее города Погара.

На видном месте села находится церковь. Она и теперь ещё служит композиционным стержнем застройки, роднясь с нею своими формами, крутыми крышами и материалом стен. С ее потерей, которая близка ввиду безысходности, заброшенности и сугубо аварийного состояния, «облысеет» это место, и село потеряет архитектурный ориентир и ве­щественное свидетельство своей истории.

Церковь построена в первой трети XIX столетия, когда великий стиль русской архитектуры - классицизм ещё господствовал в строительстве, завершая последнюю стадию своего блестящего развития, получившую название «русский ампир». Скромным представителем этого стиля яв­ляется церковь в селе Стечня.

Ее план основан на равновесии двух осевых направлений, по кото­рым строится композиция: по поперечной оси расположена собственно церковь, полностью открытая к широкому алтарю. С другой стороны она непосредственно переходит в узкую, протяженную по продольной оси трапезную. К последней отдельным срубом приставлена колокольня. Нижний ярус её играет роль паперти.

Объемно-пространственная композиция представляет собой живо­писное и слаженное сочетание объемов: сравнительно низкая трапезная и боковые части алтаря объемно связывают несколько возвышенные над ними боковые части церкви, алтаря и нижнего яруса колокольни. Над ними прямо из крыши вырастает четверик церкви, опирающийся на два угла трапезной и на два внутренних столба. Четверик покрыт четы­рехскатной пирамидальной крышей. Она увенчана высокой стройной восьмигранной шеей с красивой главой. Этот центр композиции урав­новешивается вертикалью колокольни - её сравнительно невысоким четвериком звона с пирамидкой крыши, в миниатюре повторяющей крышу церкви. Высота колокольни не превышает высоты церкви, и колокольня является подчинённым элементом композиции.

Церковь Рождества Богородицы. Стечна. Погарский р-н. 1 -я треть XIX в.

Церковь рублена «в лапу» из окантованных бревен. Стены снаружи и внутри обшиты тесом с горизонтальной прибивкой досок. Углы оформ­лены вертикальными накладками. Крыши и глава из кровельной стали. Фундаменты - деревянные столбы.

Элементы внешнего и внутреннего декора очень скупы - это про­стые наличники-обкладки, треугольные с сегментными окнам фронтоны входов, подшивные «под камень» карнизы. Живопись и утварь не сохра­нились в здании. Церковь в Стечне является своеобразным памятником «деревянного ампира», каких не много в Брянском крае.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы расположен на краю села, замыкает перспективу главной улицы. Деревянная церковь известна здесь с 1770 г.; нынешняя возведена в 1825 г. на средстве графа И.А. Безбородко; сооружена из кирпича и оштукатурена. Один из крупных четырехстолпных купольных храмов Брянщины в стиле ампир, монументальный и парадный.

Стечня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1861 года постройки. Здорово сохранилась для деревянного строения!

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРО­ДИЦЫ
Поставлена на возвышении посреди села, является центром его застройки. Первоначально деревянный храм возве­ден здесь в 18 в. (известен по документам с 1735 г.), когда тут существовал скит, носивший название Стеченского или Погарского Рождественского монастыря. Вскоре он был закрыт, а церковь в 1861 г., после коренной перестройки, приобрела позднеклассицистический облик, сохра­нившийся и поныне. Здание рублено из бревен без остатка и обшито снаружи и внутри тесом, основание кирпичное. Своеобразный крестообразный в плане храм, в архитектуре которого наряду с местными традициями уже явственно проступают черты эклектики. Над сравнительно небольшими пря­моугольными рукавами креста с крутыми двускатными кровлями возвышается в центре четверик, покрытый "колпа­ком" с главой на высокой граненой шее. Объемное построение обогащают тра­диционные, слегка пониженные приру­бы в восточных углах по бокам алтаря и примыкающая к удлиненной трапезной колокольня два четверика с шатровой кровлей (сохранились только стропила). Фасадное убранство храма включает такие позднеклассицистические детали, как венчающие карнизы стен, простые обрамления прямоугольных проемов, круглые окна вверху нижнего четвери­ка колокольни и полуциркульные ни­ши над боковыми входами. Необычно асимметричное размещение лишь по одному окну в торцах боковых рукавов, к востоку от входных проемов. В то же время щипцовые фронтоны рукавов и узкие накладные доски на углах объе­мов типичны уже для периода эклекти­ки 2й пол. 19 в. В интерьере над центральной частью храма возвышается открытый внутрь четверик, западные углы которого опи­раются на стены, а восточные на два круглых столба. К этим столбам преж­де примыкал иконостас (не сохр.), кото­рый отделял помещение алтаря, объе­диненное с боковыми прирубами

Суворово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1825 год

Один из крупнейших купольных храмов Брянщины в стиле ампир — церковь Рожде­ства Пресвятой Богородицы в с. Суворово в Погарском районе (ампир, 1825 г.)

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРО­ДИЦЫ
Расположена на краю села, замыкает перспективу главной улицы. Деревянная церковь известна здесь с 1770 г.; нынешняя возведена в 1825 г. на средства графа И.А. Безбородко; сооружена из кирпича и оштукатурена. К настоящему времени утрачены верх колокольни и боковые портики здания. Один из крупных четырехстолпных купольных храмов Брянщины в стиле ампир, монументальный и парадный. Массивный прямоугольный объем с выступающей полукруглой апсидой увенчан в центре широким и мощным цилиндрическим барабаном с двенадцатью арочными проемами и пологим куполом. Композицию обогащали крупные четырехко-лонные портики с фронтонами, находившиеся перед небольшими ризалитами в центре боковых сторон. К западному ризалиту в ширину апсиды примыкала невысокая колокольня, от которой сохранились лишь нижний четверик с крупными арками и основание верхнего яруса, прежде завершенного шпилем. Строгое и сдержанное убранство фасадов включает тягу на уровне низа окон, широкий антаблемент с штукатурными триглифами во фризе и модульо-нами, карниз на барабане купола. Особую парадность храму придавали портики с крутыми фронтонами. Прямоугольные оконные проемы имеют рамочные наличники с сандриками, опирающимися на кронштейны над боковыми порталами. Арочные проемы по сторонам порталов и на барабане лишены обрамлений; нижний ярус колокольни рустованный. В ряде окон сохранились кованые ампирные решетки; нишу в центре апсиды украшает роспись, изображающая Богоматерь с младенцем. В интерьере четыре широко расставленных мощных пилона со срезанными внутренними углами поддерживают арки с парусами, на которых покоится барабан с куполом. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами, так же как и угловые части, где шелыги сводов ориентированы по оси восток - запад; в южной стене колокольни размещена лестница. От прежнего внутреннего убранства храма частично сохранились штукатурная отделка стен с классическими архитектурными деталями и фрагменты настенных росписей, выполненных масляной краской.