СтраницаБогородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы Красногорский район Брянской области

Село Яловка Красногорского района Покровская церковь

Расположенная в центре села Покровская церковь своим домини­рующим положением утверждает композиционное ядро застройки. Построена в последней трети XIX века. В начале XX века значительно расширена. Из первоначально традиционной схемы плана - алтарь, церковь, трапезная и колокольня по одной оси - превращена в трёх-нефную просторную церковь прямоугольную в плане, стремя алтарями, тремя двухчастными трапезными. Все помещения соединены широкими проёмами друг с другом. Старые стены среднего нефа превращены в крещатые устои. У левого устоя сделана приватная винтовая лестница, ведущая на хоры, расположенные у западной стороны центрального храмового зала. Входов в церковь три: главный, через паперть под колокольней, два - в боковые приделы.

Церковь срублена из бревен «в лапу», снаружи обшита тёсом гори­зонтально. Крыши из кровельной стали.

Церковь Покрова Богородицы. Яловка. Красногорский р-н. Последняя треть XIX в.

В объёме представляет собой горизонтально-распластанный парал­лелепипед, над которым возвышаются две вертикали завершения. Один «восьмерик на четверике» собственно церкви, другой - более стройный и высокий - трехъярусная колокольня. Верхний ярус восьмигранный, нижний - четверики. Восьмерики церкви и колокольни покрыты куполь­ными крышами, увенчанными глухими небольшими восьмигранниками с вогнуто-шатровыми главами.

Стиль и детали архитектуры церкви порождены «синодальными об­разцами» культовых зданий второй половины XIX века.

Ломаные стрелы щипцов, венчающие карнизы восьмериков церкви и колокольни, создают характерный облик церкви этого стиля. Сильно вынесенные карнизы, в том числе и междуярусные, фронтоны портиков входов профилированы обломами, подражающими каменным формам.

Внутренняя отделка простая - обшивка стен тёсом и покраска. Ико­ны позднего письма. Утварь скромная и художественного интереса не представляет.

Церковь Покрова (с. Медведи)

Церковь Покрова расположена в центре села, доминирует в его застройке. В 1-й пол. 18 в. здесь известен деревянный храм 1736 г., который был заменен каменным, потроенным графом Гудовичем в 1794 г. Нынешняя церковь сооружена в 1908-12 гг. из кирпича на средства местного заводчика князя Баратова. К настоящему времени разобраны верхние ярусы колокольни, малые главы, центральный купол и все кровли. Характерный для нач. 20 в. обширный крестообразный в плане храм, первоначально пятиглавый, выполнен в русском стиле.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка

В книге «Список населенных мест Черниговской губернии», изданной в 1866 году в Санкт-Петербурге, говорится: «Еловка (Яловка) - село казенное  при речке Вихолке, около 60 верст от Суража, 284 двора, 866 мужчин, 942 женщины, церковь, сельская расправа».

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы расположен в центре села, доминирует в его застройке. Сооружена из рубленных без остатка бревен и обшита тесом. Первоначальная основа здания относится к 1-й трети 18 в., когда село принадлежало Киево-Печерской лавре; в 19 в. при перестройке, вероятно, появились портики крылец; в нач. 20 в. (до 1908 г.) расширена и существенно изменила свой внешний облик. Характерный для деревянной архитектуры Брянщины ярусный храм типа восьмерик на четверике, лишь частично сохранивший прежнюю крестообразную объемно-планировочную композицию.

Цврковь Покрова в Яловке (XVIII — начало XX вв.)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен в XVIII веке на месте прежнего, сгоревшего. В XIX веке при перестройке появились портики крылец, в начале XX века (до 1908 г.) церковь была расширена и существенно изменила свой внешний облик. Внутреннее убранство храма с простым иконостасом и иконами, украшенными расшитыми полотенцами, относится к XIX-XX векам.
В 1930 г. храм был закрыт. В 1942 г., во время оккупации, богослужения возобновились и продолжались до 1964 г. Затем храм опять закрыли. С 1979 г. богослужения снова возобновились, были проведены восстановительные работы.

Расположена в центре села, доминирует в его застройке. Сооружена из рубленных без остатка бревен и обшита тесом. Первоначальная основа здания относится к 1-й трети 18 в.; в 19 в. при перестройке, вероятно, появились портики крылец; в нач. 20 в. (до 1908 г.) расширена и существенно изменила свой внешний облик. Характерный для деревянной архитектуры Брянщины ярусный храм типа восьмерик на четверике, лишь частично сохранивший прежнюю крестообразную объемно-планировочную композицию. Основу здания составляет высокий четверик с первоначально примыкавшими пониженными прямоугольными рукавами-прирубами. Он увенчан широким световым восьмериком с граненой купольной кровлей и маленькой главкой на глухом восьмигранном барабанчике. При расширении здания углы между рукавами креста застроили, а трапезную увеличили до ширины рукавов боковыми пристройками, которые охватили нижний ярус колокольни с крыльцом — в результате образовалась современная прямоугольная форма плана. Два глухих четверика колокольни несут такой же формы звон со срезанными углами, завершенный яйцевидной кровлей с полицей и аналогичной храму главкой. Типичны для нач. 20 в. обшивка с тонкими пилястрами на углах и в местах перерубов, карнизы большого света, граненые купольные кровли с полица-ми, щипцами в основании и главками-пирамидками, а также большие прямоугольные или со скошенными верхними углами проемы с мелкими переплетами рам. Четырехколонные портики крылец на западном и южном фасадах с парными, широко расставленными колонками и фронтонами украшают входы. В просторном интерьере, разделенном перерубами на три нефа (в каждом по четыре прямоугольных ячейки), выделяется высотой центральная часть с плоскими парусами при переходе к восьмерику и восьмилотковым сводом. Винтовая лестница у северозападного переруба ведет на небольшие хоры, устроенные с западной стороны четверика; лестница из узкого бокового помещения в обособленном нижнем ярусе колокольни ведет к звону. Внутреннее убранство храма с простым иконостасом и иконами, нарядно украшенными расшитыми полотенцами, относится к 19-20 вв.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА.

Построена в 1908-1912 на средства местного заводчика князя Баратова.

Крестообразный в плане храм, первоначально пятиглавый, выполнен в русском стиле.

Массивный объем с граненым выступом апсиды и прямоугольными рукавами креста увенчан в центре крупным световым восьмериком. Над встроенными между рукавами креста объемами прежде возвышались четыре малые глухие главы, а над центром поперечно ориентированной паперти, примыкающей к квадратной трапезной, - ярусная колокольня.

Тяжеловесный декор фасадов подражает формам русской архитектуры 17в. Таковы ширинки на боковых пилястрах, городчатый пояс и карнизы с зубчиками в завершении стен, килевидные архивольты арочных окон и ниш и полуколонки со жгутами в объединенных общим наличником тройных окнах на боковых фасадах.

В интерьере четыре мощных угловых пилона несут при помощи подпружных арок и плоских парусов восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом; рукава и трапезная имеют коробовые своды. В рукавах помещались приделы, алтарями которых служили восточные угловые объемы, а притворами – западные. Паперть разделена на три помещения: квадратное в центре и узкие прямоугольные по бокам, в одном из которых находилась лестница на колокольню.

Первоначальная основа храма Покрова Пресвятой Богородицы относится к 1-й трети 18 века, точнее сказать, временем постройки храма считается 1726 год. В 19-ом веке при перестройке появились портики крылец. Здание было построено из рубленных без остатка бревен и обшито тесом. В начале 20 века храм был расширен и существенно изменил свой внешний облик. Внутреннее убранство с простым иконостасом и иконами, украшенными расшитыми полотенцами, относится к 19-20 векам.
В 1930 году  в Яловке храм был закрыт, но в 1942-ом, во время оккупации, богослужения возобновились и продолжались до 1964 года. И только в 1979 году благодаря настойчивости прихожан (добились приема у председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куроедова) вновь открыл свои двери. Первая служба была совершена в Великий четверг при огромнейшем стечении народа.