СтраницаБлантер

 

Почепский гений Матвей Блантер

 

 

Мало кто знает, что Матвей Блантер, автор таких шлягеров, как «Футбольный марш», «В лесу прифронтовом», «В город­ском саду играет духовой оркестр», и популярной во всем мире «Катюши» - уроженец Брянщины. А ведь в этом году исполняется 110 лет со дня его рождения. Чем не повод от­дать должное успешному земляку?

Погиб почепский Мотя...

28 января (10 февраля) 1903 года у почепского купца Исаака Блантера ро­дился сын. Расти юному наследнику мес­течковой «пшеничной империи» да бед не знать, если бы не одно но. В 1910-м Матвей Исаакович Блантер... погиб. Именно этим словом много лет спустя он определил свое знакомство с музыкой.

«Мне было лет семь, — вспоминал Блантер. — Мама послала меня за чем-то к соседке, и там я увидел открытый рояль. Нажал клавишу старого, разби­того инструмента. И погиб. С этой мину­ты я был покорен музыкой. Со слезами упросил отца откупить у соседки этот старый рояль». Повинуясь детской при­хоти, богатая купеческая семья сначала наняла для сына учительницу музыки, а в 1914-м скрепя сердце отпустила его в Курское музыкальное училище.

Потом грянула революция. Правда, крахом семейству Блантеров она не по­казалась. Напротив, новая власть весь­ма кстати отменила «черту оседлости», чем старый Исаак не преминул восполь­зоваться. В центре Москвы он тут же прикупил шикарную квартиру. Находи­лась она в доме с мраморной лестницей и лифтом из красного дерева, занимала восемь комнат и была недурно отдела­на: дубовая комната, комната черного дерева, сафьяновый кабинет...

Жаль, недолго Блантеры наслажда­лись роскошными апартаментами. В 1920-м началось «уплотнение». Уро­женцам Брянщины пришлось потес­ниться — из их жилища сделали комму­налку. Хозяевам досталась всего одна комната.

... родился московский Матвей

И все же в новой, советской России Матвей Блантер не растерялся. Парень устроился в театр «Мастфор», мастерс­кую Н. М. Фореггера, где молодые энту­зиасты ставили сатирические представ­ления на злобу дня.

Молодежь высмеивала Антанту, бе­логвардейцев, мещанство, спекулянтов. В общем, знатный подобрался коллективчик. Художниками были 22-летний Сергей Эйзенштейн и 16-летний Сергей Юткевич, литчастью заведовал 24-лет­ний Владимир Масс, музыкой — 17-летний Блантер. В модный тогда аналог нынешнего «Камеди клаба» захаживал московский бомонд, бывали Маяковс­кий, Мейерхольд.

Писать музыку Моте Блантеру при­шлось, когда мелодии из нотной тетради «Альбом западных модных танцев» всем набили   оскомину.   Первым  сочинением стал фокстрот «Джон Грей». Потом появились и другие фокстроты и тан­го: «Фудзияма», «Багдад», «Электрик Джимми»...

О том, что Мотя — талант, загово­рили сразу. Его песни мгновенно ста­новились шлягерами, а поэт Михаил Светлов даже написал как-то: «Муза, в  композитора влюбленная, так сказала, рюмок пять хватив: «Мотя — это слове сокращенное, полностью оно звучит -Мотив!».

Новая жизнь

«Во время нэпа я писал музыку для кабаков, зарабатывал уйму денег, по две тысячи в месяц, и бурно их тратил», -вспоминал позже Блантер. Разумеется, такое поведение не могло остаться незамеченным. Автор фривольных песенок, легко и роскошно живущий в стране, поднимающейся нечеловеческим трудом миллионов, начал замечав косые взгляды.

Поскольку Мотя не был глуп, нависшую угрозу он вовремя устранил приняв предложение возглавить музыкальную часть молодого театра на Магнитке. Наверное, именно с этого момента началась его другая жизнь, в которой родились «Песня о Щорсе», «Футболь ный марш», «Катюша», «Моя любимая» «В лесу прифронтовом», «Под звездами балканскими», «Враги сожгли родную хату», «В городском саду играет духовой оркестр», «Летят перелетные птицы», «Черноглазая казачка», «Надежды маленький оркестрик», «До свиданья города и хаты»...

Музыку наш земляк писал вплоть до 1975 года. За это время он создал более 2000 песен. Умер гениальный композитор 27 сентября 1990 года.

 

Домик где родился композитор.