Алексей Берлин Брянская область
В конференц-зале второго этажа областной библиотеки им. Ф. И. Тютчева 6 апреля открылась персональная выставка художника из Клинцов, учащегося третьего курса отделения изобразительных искусств Брянского музыкально-художественного колледжа Алексея Берлина.
Удивительными по кра-
соте и изяществу изобра-
жений природы и челове-
ческого тела назвала его
работы, открывая выстав-
ку, директор библиотеки
Светлана Дедюля. Своео-
бразный взгляд молодого
художника на мир отме-
тил известный художник
Владимир Мурашко: «Мир
мудрее нас, – говорил он. –
И вот появляются люди,
которым по-своему мир
интересен, они старают-
ся передать свои ощуще-
ния. Это и называется
творчеством». О том, что
в Брянске появился новый
художник с особенным
творческим лицом, «с ин-
дивидуа льным взглядом
на вещи и мир», разделя-
ет его мнение и художница
Татьяна Папсуева. Сам же
А лексей Берлин, благода-
ря выступавших за такую
оценку его работ и библи-
отеку за предоставленную
возможность явить их взору
посетителей, выразил на-
дежду, что зрители не оста-
нутся равнодушными.
На стенах зала почти
три десятка разнородных
на первый взгляд работ,
исполненных кистью и ка-
рандашом, – на полотне,
картоне, бумаге. Сюжетные,
портретные, пейзажные,
постановочно-студийные,
обнаженная натура, а так-
же изображения таких ве-
щей и такого мира, которые
могут лишь пригрезиться
во сне. И вот это последнее
кажется наиболее явствен-
ным направлением творче-
ского развития художника
за последние лет пять. Да
он и сам не отрицает соб-
ственных предпочтений:
сюрреализм.
Начавшийся со швей-
царского дадаизма (под-
ражания детскому лепету),
подхвативший там же «ви-
рус времени» (кстати, одна
из работ Алексея Берлина
так и называется) в виде
фрейдистского психоана-
лиза сновидений и иных
проявлений бессознатель-
ного, а затем развившийся
в тридцатые годы в бредо-
вые галлюцинации испан-
цев Сальвадора Дали и Хо-
ана Миро сюрреализм как
сверхчувственное воспри-
ятие реальности, казалось,
себя исчерпал. Ан нет. Как
видим, и в XXI веке этот
инструмент психоанализа
действительности средства-
ми искусства ищет новых
своих продолжателей. Воз-
можно, плоды творчества
одного из них мы и наблю-
даем сегодня у себя век спу-
стя после зарождения этого
направления в живописи,
графике, да и скульптуре
Западной Европы.
Искусство, нацеленное
на разрыв логических свя-
зей реальной действитель-
ности (что каждый может
едва ли не всенощно наблю-
дать в собственных снах),
традиционно счита лось
разрушительным. Тако-
вы ли «Ускользающее сно-
видение» и рядом висящее
«наводнение в Венеции»
(2013 г.), «Гомеоморфизм
Венеры» (2010), «Черная
жемчужина», другие сюр-
реалистические работы –
суд и т ь иск усст воведам
и зрителю. Библиотека же
со своей стороны предста-
вила вниманию посетите-
лей выставки и знамени-
тых предтечей брянского
художника в изоальбомах
из своих фондов. Силой
искусства все они стре-
мились ввести в реальный
мир ирреальное нечто –
«над-» и «сверх-». К это-
му же устремлен и Алексей
Берлин.
Продлится выставка до
20 апреля.
Н. АЛЕКСАНДРОВ.__