СтраницаБелые

Белые Берега Брянск

Леса. Река. Огромная стовосьмидесятигектарная гладь озера. Природа здесь изумительная. Весь поселок в зелени. Не случайно появление людей в этих местах относится к далекому прошлому. Это подтверждают данные Института археологии Академии наук. Во время работы земснаряда в 1954 году был разрушен курган. В нем обнаружили два глиняных сосуда и два кремневых топора.

Летом 1970 года велись раскопки трех курганов между озером и техничес­ким каналом электростанции. Несколько глиняных сосудов и два бронзовых ножа — таковы находки экспедиции. Они относятся ко второму веку до нашей эры. Белобережские находки поступили в Московский исторический музей.

Осенью 1868 года на участке железной дороги Орел—Рославль было открыто движение железнодорожных поездов. В Белых Берегах возникла станция. Были воздвигнуты пакгауз, багажное помещение, вагонные весы, габаритные ворота, пожарное помещение, водокачка с колонками для заправки паровозов водой. Здание вокзала было деревянное двухэтажное. На верхнем этаже размещалась квартира начальника станции. Станция получила наименование Белые Берега. Почему? В географическом статистическом словаре Российской империи оно объясняется выходом кварцевых песков в районе реки Снежки. В заметке, опуб­ликованной в газете «Брянский рабочий» 12 августа 1927 года, Ипполит Бойков писал: «Река Снежеть замечательна своей чистотой и песчаными берегами. От этих берегов произошло название станции».

По первой Всеобщей переписи населения России 1897 года на станции про­живало 137 человек, из них 71 — мужского пола и 66 — женщин. Поселок при станции Белые Берега в 1916 году входил в состав Супоневской волости.

Лесопромышленники Гущин, Петухов, Яковлев вели в здешних местах заго­товку леса и его распиловку. Лесные материалы грузились в вагоны и на плат­формы. В 1920 году здесь было организовано Белобережское лесопромышлен­ное предприятие. Возглавил его Евсиков.

Рос поток грузов. Росло и число жителей. Так, в 1926 году на станции числи­лось уже 148 хозяйств, а в них триста человек.

Бурное развитие Белых Берегов началось со строительства в этих местах Брянской ГРЭС. В декабре 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов принял план электрификации страны. Он предусматривал сооружение в стране двадца­ти паровых и десяти гидростанций. Их общая мощность должна была составить 1750 киловатт.

«Брянская станция предназначается для электрификации Брянско-Жиз-дринского района с крупнейшими металлургическими и машиностроительны­ми заводами, — отмечалось в этом документе. — Мощность ее предположена в связи с потребностью данного района в 40 тыс. кВт. Топливом для этой станции может служить торф с имеющихся в районе залежей топлива, отбросы от лес­ных разработок громаднейшего лесного массива, уголь, подвозимый рельсовым путем...»

Брянский губернский исполнительный комитет в 1925 году приступил к пе­реработке проекта постройки электростанции. Электроплан и Главэлектро при­знали строительство станции экономически целесообразным.

В мае 1927 года Совет Труда и Обороны страны принял постановление о сооружении Брянской районной электростанции мощностью в двадцать две тысячи киловатт. Второй пункт принятого документа гласил: «Признать озна­ченную районную станцию государственной районной станцией союзного зна­чения». Затем мощность электростанции после переделок проекта была определена в сорок четыре тысячи киловатт. Предусматривалось, что станция будет работать на торфе болота Пальцо, расположенного невдалеке.

Первый камень в фундамент будущей станции был заложен 7 ноября 1927 года. Старожилы вспоминают: «За железнодорожной станцией раскинулись владения будущей БРЭС — сосновый лес с речкою Снежетью, замечательной и чистой, с белыми песчаными берегами. Среди сосен на стройплощадке стоит деревянный домик с черепичной крышей — первое здание станции. Расчищена узкая полоска под железную дорогу к стройплощадке. На месте будущего озера идет корчева­ние леса. Все свободные комнаты и сараи в маленьком пристанционном поселке сняты администрацией БРЭС для размещения рабочих стройки...»

В 1931 году в № 275 газета «Правда» сообщала: «Турбина Брянской районной электростанции после четырехдневного испытания 3 октября в 18 час. 40 мин. пущена на полный ход. Внимание рабочих, инженерно-технических работни­ков мобилизовано для ударного завершения строительства всей первой очереди и развертывания строительства второй очереди». В середине декабря того же года был получен промышленный ток, а в феврале 1932 года вступила в строй первая очередь станции.

Предприятия промышленного района получили дополнительно электроэнер­гию из Белых Берегов. Мощность станции равнялась 22 тыс. киловатт, а всего энергокуста вместе с электростанциями заводов «Красный Профинтерн», цемент­ного и других достигала почти сорок восемь тысяч киловатт. Брянская ГРЭС была первой станцией в стране, работающей полностью на фрезерном торфе. При электростанции строилось и жилье. В постановлении Президиума ВЦИК об из­менении в административно-территориальном делении Западной области от 20 ноября 1932 года сказано: «Вновь возникший на строительстве Брянской район­ной электростанции населенный пункт отнести к категории рабочих поселков, наименовав его Белые Берега». В 1940 году выработка электроэнергии на станции составила 150 миллионов кВт, отпуск тепла — 12 тыс. гкал.

На БРЭС есть небольшой музей. В нем собраны документы, фотографии раз­ных лет. Вот фото многолюдного митинга на фоне леса, посвященного закладке фундамента станций. Корчевка пней. Закладка фундамента под котлы. Портреты Ф.И. Королева, П.К. Машкова, Е.В. Родиной, тех, кто сооружал станцию, кто ее вос­станавливал после освобождения Брянщины от фашистских захватчиков.

В невиданно короткий срок было снято, погружено в 347 вагонов и вывезено в тыл оборудование. В период немецко-фашистской оккупации БРЭС и посе­лок были значительно разрушены. Сумма ущерба в ценах тех лет составила 93 миллиона рублей.

В Белых Берегах в период хозяйничанья оккупантов действовало патриоти­ческое подполье...

30 июня 1945 года газета «Брянский рабочий», рассказывая о втором рождении БРЭС, писала: «Зажглись огни Брянской районной электростанции. Это событие в нашей области, имеющее огромное значение. Энергия БРЭС вдохнет жизнь во многие промышленные предприятия... Электроэнергию получают коммунальное хозяйство и учреждения городов. Пуск первой очереди станции — значительная производственная победа коллектива БРЭС-строя». Далее в корреспонденции со­общалось, что, несмотря на многочисленные трудности — разруху, нехватку ра­бочих, транспорта, коллектив ввел в эксплуатацию несколько тысяч квадратных метров производственных площадей, смонтировал котел и большой мощности турбогенератор, все необходимое электрооборудование. В плотину, сооружен­ную в рекордно короткий срок, было вложено пятьсот кубометров железобетона и вмонтировано сто тонн металлоконструкций. «Восстановление станции — дело рук всех трудящихся области...» — констатировала газета.

Более тридцати лет действует общественный музей краеведения в школе № 29. Его душа — учительница географии С.С. Белкова. Документы, фото, мно­гочисленные экспонаты — история БРЭС, поселка. В экспозиции план Белых Берегов конца девятнадцатого века, копия телеграммы министра путей сооб­щения об открытии железнодорожного движения, фотокопия списка жителей пристанционного поселка 1897 года. Ценен и интересен по-своему акт от 12 мая 1902 года об отводе земельного участка: «...В 84 кварт. Кульневской дачи, в сто кв. саж., на котором находится здание Благовещенской школы грамоты...»

Богаты разделы о культуре и быте, о природе, о Великой Отечественной вой­не. Есть в музее и альбомы, а в них многочисленные фото, стихи, песни и поэма о БРЭС.

...Стоял дремучий старый лес.

Уныло вьюги песни пели.

Но вот пришел рабочий люд,

И пилы громко зазвенели...

Не тот уж ты, дремучий лес,

Где вьюгам подвывали волки.

Рабочий строит тут свой ГРЭС,

И о былом напрасны толки.

Поэме много лет. Она написана в 1928 году К. Васильевой.

Не сравнить ныне БРЭС с довоенной. Сегодня ее мощность намного возрос­ла. Предприятие оснащено новой техникой. Брянская ГРЭС не раз завоевывала классные места. Многие награждены за успехи в труде орденами и медалями: А.С. Конов, А.В. Павлов, А.И. Ларин, П.П. Жильцов, Н.Ф. Булахова, Н.И. Аве-ричев, А.С. Логвинов, И.Н. Зиновкин, Г.И. Королева, П.И. Третьяков, B.C. Ма­монтов, И.И. Изотов...

Если раньше в поселке располагалась одна электростанция, то ныне там ряд предприятий. Это мебельная и бумажная фабрики, завод «Снежеть»...

Вырос, благоустроился поселок. Воздвигнуты трех- и пятиэтажные дома. Добротно выглядят одноэтажные деревянные. Асфальтированные улицы, жи­лые дома, две средние школы, Дом культуры, поликлиника, больница, центр детского творчества, детские дошкольные учреждения, кафе, железнодорожная станция утопают в зелени. В поселке проживает тринадцать тысяч человек.

Белобережцы гордятся своими земляками: профессором, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР СВ. Вагиным, доктором экономических наук, проректором Московского государственного университета коммерции В.М. Яковлевым... Герой Советского Союза П.В. Кучеров родился в карачевской деревне Непряхино. Значительная же часть его жизни связана с этим поселком. Он здесь учился в школе, работал на БРЭС.

Белые Берега на долгие годы стали местом творчества писателя Николая Ро-дичева. Здесь он подготовил к изданию в столице роман «Брянская поляна», по­весть «Ивановы перекрестки», книгу рассказов «Теплый хлеб». Это все о брянцах. За последнее произведение на конкурсе на лучшую книгу о людях труда ее автор был удостоен звания лауреата. Непосредственно жителям Белых Берегов Нико­лай Иванович посвятил большой цикл новелл «Чайки над Белыми Берегами». Многие новеллы опубликованы. Автор оставил после себя богатое литературное наследие — более пятидесяти книг. Не одну подарил мне. На книге «Домотканая жизнь» он сделал пояснение, что собрана она по страничке, по эпизоду на земле Брянской на протяжении последних двадцати лет, а написана в Белых Берегах.

Белые Берега расположены в двадцати пяти километрах от Брянска. С янва­ря 1957 года они административно подчинены Фокинскому району.

Я. Соколов