Белобережский монастырь Брянщина
Император Петр I накануне вторжения армии шведов во главе с королем Карлом XII в пределы России предпринимал меры по укреплению ряда городов. Опасаясь, что вражеская армия, возможно, будет наступать на Москву через Смоленск, Брянск, Карачев, царь для создания оборонительных сооружений направил в 1706 году подпоручика Преображенского полка Василия Дмитриевича Корчмина в Брянск. Оборонительная засека устраивалась от Пскова через Смоленск к югу. Была укреплена Брянская крепость. Было решено перевести монахов Предтеченского Белопесоцкого монастыря в мужской Петро-Павловский, а их кельи заселить инокинями Вознесенского женского монастыря.
Однако группа монахов воспротивилась. Вместе с архимандритом Леонидом они ушли в урочище «Белые берега». Вырыли в лесу землянки и устроили часовню. Скит начал пополняться старцами, желавшими вести уединенную жизнь. В просьбе построить церковь им было отказано.
В окрестностях брянских, 6 глубокой пустыне,
В дремучем лесу, средь болот и трясин,
Оставивши след свой, угрюмый доныне,
Жил в древнее время отшельник один...
Это строки из поэмы «Пустынник и Богоматерь» орловского священника И. Ливановского, посвященной старцу, иеромонаху Серапиону, сыгравшему немаловажную роль в становлении Белобережской пустыни.
Отец Серапион свой иноческий путь начал в Николаевском Одринском монастыре близ Карачева, а затем жил отшельником в Брянских лесах. Архимандрит Петро-Павловского монастыря Питирим, поставив Серапиона во главе белобережских монахов, в 1721 году исходатайствовал и указ Синодального казенного приказа о строительстве в новой обители деревянной церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи. На следующий год она была возведена. Белобе-режская пустынь получила самостоятельность, обособившись от Брянского Петро-Павловского монастыря. Началась тяжба. Серапион попал в опалу. История эта получила широкую огласку. В феврале 1727 года Белобережской пустыни была возвращена независимость. Серапион вновь стал ее строителем.
Вскоре в пустыни началось каменное строительство. В 1732-1735 годах «тщанием» Серапиона сооружается Владимирская соборная церковь с приделами Иоанна Воина и Николая Чудотворца. Позднее она была надстроена вторым этажом с престолом Троицы. Радея о возрождении пустыни, заботясь о ее благополучии, Серапион не гнушался и сам никакой работы: заготавливал дрова, молол вручную зерно, пек хлеб... Преставился старец в ноябре 1741 года. Преемниками Серапиона стали иеромонахи Иоасаф и Антоний Горский. При последнем в 1747 году началось строительство надвратной церкви во имя святых Захария и Елисаветы. Две тысячи рублей на ее строительство пожертвовала императрица Елизавета Петровна. Сумма по тем временам немалая. Позднее она подарила обители серебряные потир, дискос, звездницу и лжицу.
В 1728 году пожертвования были сделаны бывшей супругой Петра I царицей Евдокией Федоровной (Лопухиной). Подаренные ей иконы Святой Живона-чальной Троицы, Владимирской Богоматери и Иоанна Предтечи были в дорогих серебряных с позолотой окладах. Драгоценные камни украшали их.
Пожертвования, дары поступали от многих. «Оную пустошь со всеми угодьями отдаю в вечное владение вам в обитель... А мне и по мне, жене моей и детям дела нет; и наследникам моим не вступаться и у вас не отымать. И сие письмо пишу я вам для уверения своею рукою; а ежеле жена моя и дети будут впредь сие письмо нарушать каким-нибудь вымыслом, да воспримут суд от Бога, яко обидчики святые обители», — писал в своем сопроводительном письме в 1731 году к документам о передаче Белобережской обители пустоши Полбино И. Алымов. В вечное пользование была пожертвована земля и помещиком Т.Д. Житковым в урочище «Царево побоище» Карачевского уезда.
В разные годы свои дары преподносили обители обер-прокурор Синода Н. Самойлов, действительный статский советник П. Хитров, поручик Ф. Тютчев, полковник А. Турчанинов, сержант гвардейского Семеновского полка А. Алымов, премьер-майор Д. Алымов, полковник Г. Замятлин...
Согласно царскому указу о штатах пустынь в 1774 году была упразднена. Жители Брянского и Карачевского уездов обратились с прошением в Синод о пересмотре такого решения. Вопрос рассматривался долгие годы. Обитель в это время находилась в ведении то Площанской пустыни, то Брянского Петро-Пав-ловского монастыря. Затем она снова получила самостоятельность.
Каменное строительство широко развернулось в пустыни при иеромонахе Моисее в двадцатых — сороковых годах девятнадцатого столетия. В 1824 году возводится трапезная, а через четыре года пустынь была обнесена каменной стеной с башнями по углам и тремя воротами. В 1837 году расширен собор с устройством во втором этаже новой пристройки придела Богоматери Взыскания погибших, а в первом — Трех святителей. Одновременно был сооружен целый ряд каменных жилых и хозяйственных построек.... К двадцатому веку пустынь значительно благоустроилась, стала одной из знаменитых. Она почиталась среди богомольцев.
«Две гостиницы в пустыни Белобережской, одна старая, лет шестьдесят стоит, семьдесят, а другая — новая, и обе двухэтажные, каменные. Новую только окрасили, а старая от дождей с разводами сероватыми, сколько лет не крашена, а между гостиницами ворота сосновые, над воротами Троеручица. Двор большой... Кругом двора бараки с навесами, и под навесами летом столы еловые — странноприимные. А в Троеручицу и на дворе под открытым небом богомольцы спали. В староприимных нары поделаны без различия, где занял, там и ложись. Зато в гостиницах порядки особые. Гостинник отец Иона хорошо знает, куда какого богомольца положить нужно». Этот отрывок взят мною из романа И.Ф. Каллиникова «Мощи». Первоначально роман носил заголовок «Белые берега». Автор не раз бывал в пустыни. Читатель встретит в романе названия знакомых мест — Большая и Малая Полпинка, Мылинка, Снежеть...
Действие четырехтомного романа происходит не только в Белобережском монастыре, но и в Орле, Москве, Петрограде... Роман, конечно, своеобразен, о жизни монастыря он полностью не рассказывает.
В начале двадцатого века в Белобережской пустыни проживало до четырехсот монахов. Обитель владела почти пятьюстами десятин лугов и пахотной земли и имела до тысячи девятисот десятин леса.
Внушительно и красочно выглядела сама пустынь. Ее ансамбль занимал прямоугольный в плане участок, вытянувшийся вдоль Снежети по линии восток — запад. Его окружала по периметру невысокая глухая кирпичная ограда с четырьмя башенками по углам. «Главный вход — Святые ворота с надвратной одноглавой церковью Захария и Елизаветы — располагался с южной стороны, сильно сдвинутый с центра стены к правой башне, причем стены перед ним отступали внутрь территории полукругом. Внутри ограды слева от ворот возвышался крупный массивный пятиглавый храм Богоматери Троеручицы, выполненный в русском стиле, — самое значительное сооружение ансамбля, безраздельно господствующее в его панораме, — говорится в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России», выпущенном издательством «Наука» в 1997 году. — К западу от него, ближе к угловой башне, стояла небольшая церковь Покрова с больничным корпусом. В центральной части территории размещалась группа построек, главной из которых был двухэтажный Троицкий собор с пятью приделами (внизу — Николая Чудотворца и Трех святителей, вверху — Богоматери Взыскания погибших, Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи). Сравнительно небольшое, вытянутое в плане здание собора было окружено двухэтажными братскими кельями. К западу от него стояла мощная пятиярусная колокольня — высотная доминанта ансамбля, хорошо просматривавшаяся издалека...»
Внимание посетителей того времени привлекали старинная архитектура церквей, роспись с сюжетами из Апокалипсиса, старинные иконы, украшенные серебром и золотом, драгоценными камнями. На колокольне готической архитектуры между третьим и четвертым ярусами были вделаны в нишу часы. Размер их циферблата был более полутора метров. Через каждые пятнадцать минут они мелодично отбивали время.
В пустыни имелось немало хозяйственных построек: иконописная, квасоварня, ледник, бондарный корпус, маслобойня, мастерская для портных и сапожников... За оградой находились конюшня, скотный двор, где было сто коров тирольской и холмогорской пород, каретный двор, сараи для производства и сушки кирпича. Весной буйно расцветал ухоженный плодовый сад. Неподалеку от обители действовала монастырская мельница, была пасека.
Белобережская пустынь имела подворья в Брянске и Житной Поляне. Кстати, когда Александр I проезжал в 1823 году через Орловскую губернию по дороге на юг, то в Житной Поляне делегация монахов поднесла российскому императору копию иконы Божией Матери «Троеручица», а также несколько деревянных ложек. Ложки были подарены не случайно. Белобережские монахи славились мастерством их изготовления. Они украшали их изящной художественной резьбой, покрывали особой олифой.
В годы Первой мировой войны на территории монастыря был размещен лазарет для раненых.
В 1918 году монастырь был закрыт. Здесь возникли трудовая коммуна монахов, трудовая колония для беспризорных детей... От величия обширного когда-то комплекса к настоящему времени ничего не осталось. Полностью разрушены храмы, многие постройки. О монастыре напоминает лишь жилой комплекс с мезонином, который был сооружен в тридцатые-сороковые годы девятнадцатого столетия. После Великой Отечественной войны пострадавшее здание восстановлено. Свидетельствуют о былом ворота с широкой аркой каменной монастырской ограды и уцелевшая угловая башня, возвышающаяся над оградой...
В те далекие времена неподалеку от пустыни на Риго- Орловской железной дороге была устроена станция Белобережская. Теперь это платформа Белобережская. На бывшей территории монастыря после войны был построен детский санаторий. Назван он «Белобережским». Монастырь ныне возрождается. Для того чтобы он окреп, конечно, нужно время...
Я. Соколов