СтраницаБАРОККО

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ БАРОККО БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Черты стиля барокко:

•   криволинейные дугообразные формы, которые создают иллюзию движения масс;

•   на фасадах сглаженные полукругом поверхности вместо чётких прямых углов;

•   здания богато украшаются лепниной, живописью и скульптурой.

Архитектура стиля барокко имеет кри­волинейные дугообразные формы, которые создают иллюзию движения масс. На фасадах вместо чётких прямых углов — сглаженные полукругом поверхности. Здания этого стиля богато украшаются лепниной, живописью и скульптурой, иногда даже чрезмерно.

В России широкое каменное строительство получает развитие в начале XVIII века, что во многом было обусловлено экономическим подъёмом в царствование Петра I. В это вре­мя и сложился первый общенациональный стиль — русское барокко, который наиболее ярко проявил себя в архитектуре. При этом, приобщаясь к общеевропейскому стилю ба­рокко, русские архитекторы обогатили его своими национальными особенностями, что привело, в частности, к существованию опре­делённых различий в архитектурных школах Москвы (нарышкинское барокко) и Петер­бурга (петровское барокко).

В Брянской области есть интересные приме­ры нарышкинского барокко, в котором соеди­нились традиции древнерусского белокаменно­го узорочья и новых веяний, заимствованных из западноевропейской архитектуры.

Выдающийся памятник Брянщины в стиле нарышкинского барокко — Воскресенская церковь Тихоновой пустыни на Бережке (под Карачевом), построена в конце XVII — на­чале XVIII века. Архитектура церкви производит неизгладимое впечатление круп­ными размерами, оригинальной объёмной композицией и нарядным фасадным декором. В память о том, что некогда, наблю­дая из своего столпа-кельи за продвижением татар, монах Тихон бил в колокол в случае наступления опасности, на новом каменном храме Воскресения (он был построен на том месте, где молился Тихон) была сооружена необычного вида башня-столп — чуть ли не единственный пример в истории русской ар­хитектуры.

Церковь Воскресения на Бережке в Карачевском районе («нарышкинское барокко», рубеж XVII—XVIII вв., первая четверть XIX в.)

Церковь Воскресения на Бережке. Оформление оконных проёмов

В середине XVIII века Россия стала од­ной из самых развитых европейских стран. Стало строиться много церквей, в том чис­ле и в Брянском крае, зодчество которого в 1730-1780-х годах характеризуется развитием стиля барокко. 

Соборный храм в честь Воскресения Христова. (Церковь Воскресения в Брянске (раннее барокко, вторая четверть XVIII в.))

Один из интересных брянских храмов в стиле раннего барокко находится в цент­ре Советского района города Брянска. Это церковь Воскресения на проспекте Лени­на. В нарядном фасаде здания проявляется специфическая национальная особенность архитектуры барокко в России середины XVIII века — полихромия фасадов, стены которых служат фоном (си­ним, красным, жёлтым) для белых деталей (колонн, пилястр, обрамлений окон и т. д.). Обращают на себя внимание арочные (ду­гообразные) элементы в оформлении храма.

Церковь Воскресения в городе Брянске на про­спекте Ленина была возведена в 1739-41 годах на средства жителей как собор Воскресенского монастыря. Интересна история церкви, прежде возведённой на этом месте в 1701 -1703 годах и сразу разобранной в 1706 году. Это было сдела­но по указу Петра I, так как с началом Северной войны ощущалась острая нехватка кирпича для укреплений старой крепости на Покровской горе. Церковь отреставрирована в середине 1980-х годов архитектором В.Н. Городковым.

Среди сохранившихся отреставрирован­ных зданий, не потерявших стилистических особенностей, — Казанская церковь в селе Юрасово (Карачевский район), построенная в 1773 году. Несмотря на скромное внешнее убранство фасадов, которое состоит из плоских пилястр белого цвета, архитек­тура здания являет собой хороший образец небольшого сельского храма, выполненного в стиле барокко.

Церковь Сергия Радонежского (Покровская) в Удельных Утах Выгоничского района (барокко, с отдель­ными более поздними элементами стиля классицизм, середина XVIII в.)

Характерную черту русского церковного зодчества — связь с природой — мы можем видеть в с. Удельные Уты (Выгоничский район). Здесь церковь Сергия Радонежского (Покровская), выполненная в стиле барокко с характерной неправильностью форм, красо­той и пышностью отделки снаружи и внутри, построена на самом видном месте, на берегу озера.

Храм Вознесения в Севске (барокко, 1765 г., третья четверть XVIII в.)

Один из древнейших сохранившихся па­мятников города Севска — барочный храм Вознесения. На высоком берегу реки Сев, в бывшей Казачьей слободе, первоначаль­но стояла деревянная церковь. При осаде города Севска поляками (а в этих местах в период Смутного времени действовали оба Лжедмитрия) церковь сгорела. В 1765 году здесь был возведён скромный храм Возне­сения. Известно, что, проезжая через город, храм посетила Екатерина. В знак царствен­ного молитвенного посещения и монаршей милости на царских вратах было поведено установить государственный герб — двугла­вого орла, а над крестом храма — царскую корону. Обращает на себя внимание своео­бразный декор стен церкви. Окна и входы обрамлены оригинальными наличниками, живописно располагающимися на фасадах и демонстрирующими барочные элементы оформления.

Троицкий собор в Трубчевске (позднее барокко, 1784 г; колокольня возведена в формах классицизма)

Один из самых знаменитых соборов Труб-чевска создан в стиле позднего барокко. Тро­ицкий собор, возвышающийся на Соборной горе над Десной, выглядит величаво и очень живописно. История собора, сохранившего в  своём составе отдельные фрагменты перво­начального храма, любопытна и заслуживает более подробного изучения.

Собор Воскресения в Почепе, возведён в стиле барокко в 1765-71 гг.

Жемчужиной русского барокко и одним из самых значительных архитектурных памятни­ков области, не уступающий по своим художе­ственным достоинствам произведениям этого стиля в Москве и Санкт-Петербурге, является Воскресенский собор города Почепа. Здание, выполненное на высоком профессиональном уровне, отличает подлинно барочное велико­лепие.

Собор Рождества Христова в Стародубе (украинское барокко, с рядом деталей московского зодчества XVII века)

Рассказ о барокко на Брянщине был бы неполным, если бы мы не коснулись понятия украинское барокко, очень важного для куль­туры нашего края. Брянск, а также северные и центральные территории области были тесно связаны с московскими явлениями, представ­ляя их в своей строительно-архитектурной деятельности. Стародуб, крупнейший на тот момент город северной Украины и центр са­мого большого полка, стал одним из основ­ных проводников украинских влияний. В традициях украинского барокко выполнена церковь Богоявления (Стародубский район) . Замечательный памятник этого стиля с рядом оригинальных деталей в духе москов­ского зодчества XVII века собор Рождества Христова (Казачий полковой собор в городе Стародубе).

Надвратная Сретенская церковь Свято-Успен­ского Свенского монастыря («нарышкинское» и украин­ского барокко, последняя четверть XVII в.)

Влияние украинской архитектуры сказа­лось на отдельных брянских постройках. По­жалуй, самая известная из них — надвратная ярусная церковь Сретения (1690 г.) в Свято-Успенском Свенском монастыре.

Несмотря на то что нарядное убранство храма целиком выдержано в стиле московского на­рышкинского барокко, композиция Сретен­ской церкви традиционна для Украины. По­пробуем её понять по принципу пирамидки. Итак, каждая из трёх маленьких главок, за­вершающих храм, стоит на маленьком бара­банчике. Тот, в свою очередь, на барабанчике побольше, и третьи барабаны (центральный побольше, боковые поменьше) находятся непосредственно на основном объёме здания. Барабанчиками в архитектуре называются либо четырехгранники, либо шестигранники, либо восьмигранники (по числу граней). Если то же самое говорить языком архитектуры, описывая композицию церкви, то это будет звучать так: трёхчастная (имеются в виду три барабанчика, стоящих друг на друге) композиция, с восьми- и шестигранными ярусами, традиционная для Украины.

К особенностям украинского барокко так­же относят:

•  расположение глав, окружающих цен­
тральную главу по сторонам света;

•  особое луковичное завершение куполов.

Покровский собор в Брянске, построен в 1626 г

В целом ряде построек в Брянском крае встречаются стилевые взаимовлияния, ко­торые выражаются как в композиции, так и в декоративном убранстве. В архитектуре собора Покрова, что на Покровской горе в городе Брянске, своеобразно переплетены традиции XVII века с новыми, нарышкински­ми, приёмами рубежа XVII — XVIII веков и элементами украинского барокко. В брянском Покровском соборе мы наблюдаем необыч­ную форму пятиглавия с постановкой малых глав вокруг центральной главы по сторонам света, что характерно для украинского ба­рокко.

Церковь Казанская в Новосёлках Брянского района (барокко, вторая половина XVIII в.)