СтраницаБ М З

«Брянский машиностроительный завод», Брянск. БМЗ.

ВЫПУСКАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ: дизели судовые; магистральные, маневровые тепловозы; вагоны и платформы различных модификаций; капитальный ремонт тепловозов, дизелей; запасные части ж/д транспорта; прокат.
Завод основан в 1873 году как рельсопрокатное и железоделательное производство. Со временем он стал выпускать паровозы, грузовые вагоны, платформы, другую технику и энергетическое оборудование. В бытность СССР предприятие считалось флагманом транспортно го машиностроения. Сегодня БМЗ специализируется на выпуске маневровых тепловозов, грузовых вагонов различных типов и модификаций, на производстве судовых дизелей. Развито металлургическое производство, внедряются высокотехнологические процессы.
Среди машиностроительных предприятий области ЗАО УК «БМЗ» — лидер по объемам выпускаемой продукции, которая исчисляется в миллиардах рублей. Треть машин, производимых на Брянщине, имеют бренд «БМЗ». Под его «зонтиком» со второго полугодия 2007 года начался серийный выпуск грузового магистрального тепловоза 2ТЭ25К «Пересвет», опытный образец которого был представлен Президенту России в августе 2006 года на выставке в Щербинке. Идут сертификационные испытания магистрального грузового локомотива с асинхронным приводом 2ТЭ25А «Витязь». Начался также серийный выпуск модернизированного тепловоза ТЭМ18Д.
Предприятие входит в компа¬нию ЗАО «Трансмашхолдинг». Это обстоятельство поднимает на качественно новый уровень отношения ЗАО УК «БМЗ» и ОАО «Российские железные дороги». Когда-то рабочие БМЗ завязали на узел... рельс. Сегодня старые символы высочайшего мастерства брянских машиностроителей обретают куда более глубокий и глобальный смысл.

 

История самого крупного предприятия — Производственного объединения орденов Ленина и Трудового Красного Знамени «Брянский машиностроительный завод» имени В.И. Ленина—полна славных страниц.

Начиналась Бежица так: - «Для устройства в Брянском уезде на р. Десне для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовлений из них изделий на продажу, построения всякого рода и принадлежности для железных дорог и судостроения, выделки и перекатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов учреждается акционерное общество под наименованием «Брянского рельсопрокатного железноделательного  механического завода».  Это решение о создании общества в 1873 году. Четыре человека стояли у истоков образования завода, (как акционеры и руководители): П.И. Губонин, А.Ф. Голубев, В.Н. Тенишев и В.Ф. Крафт.

Рос завод, а вокруг его жильё. Губонино – такое название носило сперва селение.

Первое поселение при заводе относится к 1877 году, ко времени построения самого завода. В 1882 году численность работающих на заводе достигла пяти тысяч человек, а население Бежицы перевалило за десять тысяч.

20 июля 1873 года учреждается Устав Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного завода. Эта дата считается днем рождения Брянского машиностроительного. Первой продукцией завода были железные рельсы и рельсовые крепления. Вскоре молодое предприятие заняло одно из ведущих мест в русской металлургии. Уже в 1878 году Брянский завод выпускал третью часть производимой в стране стали, прокатывал 334 тысячи пудов рельсов в год.

В книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин назвал Брянскии завод в числе крупнейших в стране наряду с Юзовским, Коломенским и другими.

С 80-х годов прошлого века завод начал осваивать продукцию машиностроения. Почти ежегодно здесь рождались новинки, еще нигде в России не производившиеся.

На Брянском заводе выпускались двухосные грузовые вагоны и платформы, паровозы различных типов, жатки, плуги, бороны, мосты, краны, трубы, прокат, литье... До 1917 года здесь было построено 2850 паровозов, более 50 тысяч вагонов. Броневыми листами, выпущенными на Брянском заводе, были обшиты все новые корабли Черноморского флота, в том числе и броненосец «Потемкин».

Вместе со всем пролетариатом страны встал на путь революционной борьбы отряд брянских машиностроителей. Первая крупная забастовка прошла здесь в 1885 году.

А в 1897 году на заводе была создана первая пролетарская политическая организация —«Союз сознательных рабочих». По его призыву в сентябрьской забастовке 1898 года приняло участие 10 тысяч рабочих, а в марте—июне 1916 года на Брянском заводе состоялась одна из крупнейших забастовок в России. В ней участвовало 16 тысяч человек. Подавить забастовку удалось лишь с помощью войск.

Победа Великого Октября открыла новые горизонты перед брянскими машиностроителями. 17 февраля 1918 года ВСНХ республики национализировал предприятие. Теперь хозяином его навсегда стал рабочий человек.

Он начал свою деятельность с наведения порядка, установления высокой и сознательной трудовой дисциплины. Рабочие Брянского завода первыми в республике разработали и ввели у себя «Временные правила внутреннего распорядка», получившие известность как «Брянские правила». Этот документ и инициатива были высоко оценены В. И. Лениным, рекомендовавшим «Брянские правила» к принятию на других заводах страны.

Вождь социалистической революции уделял Брянскому заводу, его трудовому коллективу постоянное внимание. В апреле 1918 года Совет Народных Комиссаров выделил заводу средства для развертывания социалистического производства. В 1921 году по личному заданию В.И. Ленина на Брянском заводе была изготовлена опытная партия электроплугов. В.И. Ленин присутствовал на испытаниях этой продукции и с похвалой отозвался об их создателях.

В 1923 году завод в связи с его 50-летием посетила делегация Красного Интернационала профессиональных союзов. По просьбе рабочих завод получил имя «Красный Профинтерн». На предприятии бывали М.И. Калинин, Н.К. Крупская.

В 1925 году было возобновлено производство паровозов. За годы довоенных пятилеток «Красный Профинтерн» превратился в настоящего гиганта социалистической индустрии. Объем его производства по сравнению с 1913 годом возрос в 16 раз. Он выпускал паровозы, вагоны, большегрузные цистерны и платформы.

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на восток и работал на оборону. Тысячи машиностроителей ушли на фронт, другие ковали победу в далеком тылу. А после освобождения города героическим трудом коллектива предприятие было в кратчайшие сроки восстановлено. В 1946 году с заводских рельсов сошел первый послевоенный паровоз серии «Л». В 1949 году восстановлено вагоностроение. В 1950 году предприятие достигло объема довоенного производства.

И снова Брянский машиностроительный (так стал называться завод с 1956 года) в первом ряду, в числе ведущих предприятий страны. Снова его коллективу доверено выполнение важных государственных заказов. В 1951 году начат серийный выпуск паровых турбин. А еще через три года освоено производство энергопоездов мощностью четыре тысячи киловатт, первых в Советском Союзе. Энергопоезда сыграли огромную роль в освоении отдельных районов страны, на стройках Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Каждый из них обеспечивал электроэнергией город с 50-тысячным населением.

С 1958 года началось производство маневровых тепловозов ТЭМ-1, через десять лет—более мощных ТЭМ-2.

В 1961 году прошел испытания первый судовой дизель, построенный по лицензии датской фирмы «Бурмайстер и Вайн». А сейчас коллективом объединения создан первый в стране отечественный дизель для крупных океанских судов.

БМЗ выпускает судовые дизели мощностью от 3500 до 21100 лошадиных сил. Они успешно работают на всех морских дорогах земного шара. Брянскому дизелю присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены тепловоз ТЭМ-2 и пятивагонная рефрижераторная секция. Серебристые вагоны-холодильники, которые можно встретить на всех железных дорогах страны,— это тоже продукция БМЗ.

Здесь выпускаются также дизельные железнодорожные электростанции, товары народного потребления, производятся прокат и литье. В числе последних новинок — вагон для перевозки живой рыбы.

Коллектив производственного объединения БМЗ не раз завоевывал первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании. В 1966 году предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени, а в 1973 году в связи со 100-летием со дня основания—орденом Ленина. В 1980 году за развитие производства, международных экономических связей и увеличение экспортных поставок коллективу присуждена международная премия «Золотой Меркурий»

       А. Василенко

БРЯНСКИЙ РЕЛЬСОПРОКАТНЫЙ, ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНЫЙ, СТАЛЕЛИТЕЙНЫЙ И МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД

Общий вид завода   Механическое производство   Паровозное производство   Котельный цех  

Цех железобетонных конструкций и крановый   Машиносборочный цех   Вагонное производство

Лесопилка   Деревообделочное производство   Сталелитейный цех   Кирпичный завод

Кузнечный цех   Молотовый цех   Сельскохозяйственное производство   Гвоздильный цех

Заводская электростанция   Водоснабжение завода

**********************

На «Красном профинтерне»

От брянского корреспондента «Смены».

У ритмично стукающих станков и машин, у пышущих жаром мартеновских печей и вагранок, в людных и шумных цехах завода «Красный Профинтерн» работает около 3.000 молодых рабочих и девушек — работниц.

И если три года тому назад старики с сожалением покачивали головами, глядя на «фартовых», вечно озорничающих ребят, готовых по каждому удобному и неудобному поводу заварить общецеховую драку или «гору ерихонскую», то теперь и мастера и высшая администрация не могут нахвалиться своими питомцами.

— У молодежи самый меньший процент прогулов. У молодежи меньше брака. На нашу молодежь можно теперь положиться, — говорит начальник чугунно — литейного цеха.

И впрямь, молодежь не зря потратила эти три года. На смену драчливым и хмельным по вечеркам, на смену пустому и бесцельному фланированию по улицам и танцулькам пришли клуб, кружки, вечерний рабфак, идет новый «Дворец культуры».

Молодежь нарасхват берет специальную техническую литературу (одна только библиотека клуба «III Интернационал» за 4 месяца выдала 3.000 этих книг), валом валит в цеховые красные уголки послушать беседу по интересному вопросу, это она заполняла хвосты в очереди у театра, стараясь захватить билет на лекцию о металлообрабатывающих заводах Америки (на лекции было 1.250 человек, из них 780 молодежи).

И все это берется не «просто так», даром, потому что «само в уши лезет», а сознательно, ибо для того, чтобы затратить из скромного 25 — 40 — рублевого бюджета 15 — 20 копеек на одну лекцию, несколько рублей на книги, тетради и пособия для учебы на рабфаке, в школе политграмоты, или фабзайцу — токарю купить книгу «Теория сопротивления металлов», а потом 1 — 2 дня просидеть без обеда — нужно чувствовать неодолимую тягу к знанию.

Не мало дает и клуб. Радиокружок, драмкружок, кружок по повышению квалификации — почти сплошь состоят из молодежи. Недавно драмкружок демонстрировал достижения своей работы. Силами кружка была поставлена пьеса «Святой Иорген». Молодежь с успехом преодолела постановочные трудности, сумев дать серьезную постановку и по содержанию и по оформлению. Эта постановка даже в центральной периодической печати была отмечена как большое достижение. Ну а шахматисты — металлисты (на 90% — ребята от 16 до 20 лет) славятся далеко за пределами Брянской губернии, уже третий год они сохраняют за собой межсоюзное первенство.

Правда, в семье не без урода. Среди трех тысяч находятся и «фартовые» ребята, которым и «море по колено». Им ничего не стоит во время лекции гаркнуть на весь зал или смачно оплевать, забросать семечками и окурками блестящие полы в клубе. Но таких немного. Масса дает им решительный отпор. И с каждым днем, с каждым месяцем их становится все меньше и меньше.

Культура — вещь заразительная, невидимый микроб культуры делает свое дело.

В. Зыбин

Смена. 1928. №7. С. 10

Брянский машиностро-

ительный завод не расста-

нется со своими старыми

площа д ями. Несмотря

на многочисленные слу-

хи, ходившие последние

несколько лет, у старой

т е р р и т о р и и фл а гма н а

брянской промышленно-

сти есть будущее, и по-

прежнему оно будет свя-

зано с промышленностью.

В правительстве области

совместно с собственни-

ками БМЗ принято реше-

ние о том, что на старой

территории завода будет

построен индустриальный

парк «Бежица».

Споры в среде «всезна-

ющих» граждан о том, что

же будет на старой терри-

тории гиганта брянской

п р ом ы ш лен но с т и, хо-

дили давно, предрекали

разное. От строительства

здесь жилого микрорайо-

на с торговыми центрами

до выдвижения вариантов,

что на бывшей территории

так ничего и не построят.

Дровишек в костер слу-

хов подбросил снос быв-

шей ТЭЦ предприятия,

которая с незапамятных

времен снабжа ла завод

теплом и электричеством

и давала знаменитый за-

водской гудок.

Руководство БМЗ не раз

рассказывало, что ТЭЦ

такого типа заводу про-

сто не нужна, и, вложив

в энергоперевооружение

сотни миллионов рублей,

предприятие нашло бо-

лее эффективный способ

отопления. Однако никто

и никогда не заявлял, что

территория будет брошена,

все это время шли поиски

наиболее эффективного ее

использования.

По договору с ком-

панией «Трансмаш хол-

динг», в состав которой

входит БМЗ, работы по

созданию парка будет ве-

сти московская компания

ArrowCapital, которая спе-

циализируется на разра-

ботке и запуске подобных

промышленных парков. В

ее портфеле есть проекты

промпарков в Московской

области под брендами «Ро-

шаль», «Патриот», «Воло-

коламск». Брянский пром-

парк полу чит название

«Бежица Industrial Park».

Главная специализация

парка – машинострое-

ние, обработка металлов,

т ранспортна я лог исти-

ка. По предварительным

планам, якорным аренда-

тором парка может стать

компания «ЛокоТех», ко-

торая специализируется на

обслуживании локомоти-

вов, но тут также может

оказаться и любая другая

компании «Трансмашхол-

динга». А крупной компа-

нии нужны вокруг более

мелкие компании-помощ-

ники, которые станут ис-

полнять различного рода

небольшие заказы для ре-

зидентов, для самого БМЗ.

«Конечно же, это будут

компании малого и сред-

него бизнеса. То есть мы

подходим к тому форма-

ту, который долгое время

предрекался БМЗ: боль-

шое предприятие, а вокруг

него ряд небольших, как

правило, из малого биз-

неса, которые обслужива-

ют основного заказчика»,

– рассказал о проекте ди-

ректор департамента эко-

номи ческого развити я

Брянской области Миха-

ил Ерохин. Проект, ра-

бота над которым уже

кипит, будет финансиро-

ваться «Трансмашхолдин-

гом», компания со своей

стороны вложит около 500

млн рублей, еще столько

же запросит для проекта

Брянская область в Мин-

экономразвития, заявка

уже находится в Минэко-

номразвития, средства бу-

дут получены в 2020 году.

Михаил Ерохин отме-

тил, что создание пром-

парка ста ло возмож но

благодаря национальному

проекту «Малое и среднее

предпринимательство и

поддержка индивидуаль-

ной предпринимательской

инициативы». В нем есть

направления, по которым

оказывается поддержка

строительства промпар-

ка для малого и среднего

предпринимательства.

О новом проекте мож-

но будет рассказать еще

много всего интересного.

Пока приведем несколько

цифр. Площадь индустри-

ального парка составит 88

гектаров, еще 150 гектаров

займет якорный резидент.

Срок реализации проекта

составит 9 лет, но первый

резидент может заработать

в «Бежица Industrial Park»

уже в 2022 году. Тут может

быть создано две тысячи

рабочих мест, притом что

сейчас н а Б МЗ р аботает

3,6 тысячи человек. Одним

словом, в ближайшие годы

в Брянской области может

быть создано еще одно

предприятие, сопостави-

мое по масштабам с маши-

ностроительным заводом.

Павел БАРАНОВ__

********************

Сегодня на брянской земле реализуется не-

мало импортозамещающих проектов – произ-

водятся тепловозы, автокраны, автогрейдеры,

изоляционные материалы. Многие предпри-

ятия активно модернизируют производство,

устанавливают новейшее оборудование для

повышения производительности, открывают

новые рабочие места.

Одним из промышленных флагманов ре-

гиона можно назвать Брянский машиностро-

ительный завод, входящий в состав группы

«Трансмашхолдинг» – крупнейшей компании

на российском рынке транспортного машино-

строения. БМЗ – завод со 145-летней историей.

Более полувека он является ведущим постав-

щиком маневровых тепловозов для россий-

ских железных дорог. Благодаря внедрению

передовых технологий и высокому качеству

производимой продукции предприятие смогло

выйти на мировой рынок.

Сейчас на БМЗ функционируют четыре ос-

новных цеха – магистральных и маневровых

тепловозов, тележечный и холодно-прессовый.

Завод первым в железнодорожной отрасли в

2016 году стал обладателем сертификата со-

ответствия национальному стандарту РФ по

бережливому производству. Это прямое под-

тверждение того, что основная политика за-

вода – ориентир на повышение ценности

продукта для потребителя. Здесь постоянно

реализуются мероприятия, способствующие

сокращению временных и внутрипроизвод-

ственных потерь, уделяется особое внимание

экономичности, экологической безопасности,

надежности производимой продукции, посто-

янно внедряются новые разработки.

Завод поставляет на рынок пять моделей

саморазгружающихся вагонов для транспорти-

ровки сыпучих грузов. Среди них – хопперы

с увеличенными объемом и нагрузкой на ось.

Все маневровые теп ловозы производ-

ства БМЗ сертифицированы. Модификации

ТЭМ18ДМ, ТЭМ18В и ТЭМ ТМХ отличаются

плавным торможением, способны быстро ме-

нять направление и ход. Все тепловозы надеж-

ны, долговечны, ими удобно управлять. Бла-

годаря особому принципу сборки тепловозов

ТЭМ33, ТЭМ35 при выходе из строя на них

можно менять только модули, что значительно

сокращает простой машины в ремонте. Инно-

вационным продуктом БМЗ считается тепло-

воз ТЭМ19. Он работает на сжиженном газе,

что намного экологичнее и дешевле. Улучше-

ны характеристики нового маневрового тепло-

воза, созданного в 2016 году.

Двухсекционные тепловозы 2ТЭ25К «Пере-

свет» и 2ТЭ25А «Витязь», 2ТЭ25АМ с двига-

телем немецкой компании МТU, созданные

в 2013 году, и тепловоз 2ТЭ25Км (2015-й) от-

вечают всем современным требованиям экс-

плуатации железных дорог и не уступают

импортным аналогам. По многим технико-

экономическим характеристикам машины

превосходят другие эксплуатируемые в Рос-

сийской Федерации магистральные грузовые

тепловозы.

Тепловозы БМЗ успешно работают на При-

волжской, Московской и Северо-Кавказской

железных дорогах. В разные годы почти вся

продукция БМЗ становилась лауреатом и ди-

пломантом Всероссийского конкурса «Сто

лучших товаров России». Совсем недавно на

заводе начали производить узлы и детали для

эскалаторов, не уступающие по своим точ-

ностным характеристикам судовым дизелям.

Но все успехи и достижения предприятия,

пожалуй, не были бы возможны, если бы ру-

ководство не заботилось о сотрудниках. Ос-

новные профессии на БМЗ – сварщики, то-

кари, фрезеровщики, операторы станков с ПУ,

слесари. Инженерное звено – это конструк-

торы, технологи, механики. И все они посто-

янно ощущают заботу о себе. Ведь на заводе

делается все возможное, чтобы рабочие и спе-

циалисты чувствовали себя востребованными,

трудились в комфортных условиях, имели воз-

можность повышать квалификацию и полу-

чали поощрения за хорошую работу.

По праву БМЗ называют основной промыш-

ленной площадкой Брянщины. Здесь сохраня-

ется история, укрепляются лидирующие по-

зиции и ставятся цели на новые достижения.

КОГДА БЕЖИЦА БЫЛА ГОРОДОМ. Через шесть лет Бежица стала районом, а паровозостроительный завод получил своё нынешнее название - БМЗ.

Первые проходные БМЗ. После смены. 1970 г.

 

«Начальныя школы, какъ одна пзъ болѣе важ-ныхъ и существенныхъ сторонъ дѣла народнаго образованія, своею исторіею вполнѣ подтверждаютъ это: въ 1895 году прп заводѣ сущсствовало 2 на-чальныхъ учплища прп 664 учащпхся: въ настоящее время при заводѣ 4 начальныхъ училпща, въ ко-торыхъ обучается около 1500 дѣтей.»

Отчёт о народном образовании на брянском лесопрокатном заводе, 1899 год.

**************

1884 год — это период 11-летнего существования завода. К этому времени на заводе уже работало 4 200 рабочих. Годовая продукция определялась в 6V2 млн. руб. Продукция завода слагалась из рельсов—%,Т1?реплений —8%, листо-вого железа —4%, разных изделий — 24% и вагонов—18%. Завод из переделочного превращается в механический.

Паровозостроение на заводе началось в 1889 г.. К 1892 г. заказ на 24 паровоза типа „Компаца" был закончен. В 1893 г. этих же паровозов было выпущено 36, в 1894 г.-;-85 и в 1895 г. — 118.

К этому периоду завод достиг больших успехов в от-ливке фасонного стального литья. Поэтому, заводу первому в России, разрешили ставить под паровозы (а потом и под вагоны) стальные литые колеса. За этот период физиономия завода изменилась очень резко- На ряду с паровозостроением поднялся удельный вес и вагоностроения.

В 1,895 г. завод выпустил 827 товарных вагонов, 478 платформ и 195 вагонов цистерн. В это же время завод начал развивать и производство военного назначения. Вместе с ро-стом продукции продолжалось дальнейшее расширение и ре-конструкция цехов.

В 1894 г. завод оборудовал центральную электрическую станцию. В 1892 г. было выстроено 2 доменных печи, кото-рые, однако, проработали сравнительно недолго и в 1902 г. были сломаны, ибо заводу было выгоднее получать чугун от своего же быв. Александровского завода (ныне завода имени Петровского, на Украине).

Годы гражданской войны привели в упадок промышлен-ность и ж.-д. транспорт. Страна требовала ремонта подвиж-ного состава для транспорта, и „Красный Профинтерн" с 1918 г. по 1924 г. почти исключительно работал на ремонте паровозов, вагонов. Только за три года—1922-1924 гг. от-ремонтировано до 2 тыс. вагонов, 99 паровозов и т. п. Вы-пуска продукции литейными цехами до 1924 г. совершенно \ не было.

Вместе с тем, в это время снова было налажено произ-водство с.-х. орудий, которое возрастало из года в год. При-мерно, если в 1923 г. плугов разных марок выпущено 39 471 шт., жаток 50 шт., сеялок 25 шт., то в 1924 г. уже выпуск выражался в 32 078 плугов, 2 650 жаток, 2 041 сеялок.

Параллельно с производством с.х. шло, все возрастая, производство пневматических молотов. В 1922 г. их выпущено 7 шт., а в 1925 г. уже 59 молота и 7 поворотных кругов.

Таково производственное лицо завода в середине восста-новительного периода.

Дальнейшие годы—1925-1926 и 1927—это годы борбы завода не только за восстановление производства до уровня дореволюционного, но и за развитие гораздо более высоких показателей по выпуску продукции, снижению себестоимости, повышению производительности труда.

Так, 1926 г. дал сразу скачек вверх по увеличению вы-пуска продукции против 1925 г.: по паровозам—145%, боль-шегрузным вагонам—8S7%; 1927 г. дает еще более крупные победы паровозостроение против 1926 г. возросло на 183%, вагоностроение—на 223%. В это же время для расширения и переоборудования завода выпущено З-^ЛО тонн различных же-лезных конструкций. Это достижение становится еще гранди-ознее, если принять во внимание, что увеличивая выпуск продукции, количество рабочих возросло всего только лишь еа 19 чел. 

Центральная аллея БМЗ. 1967 г.

Сувенирная булавка, выпущенная для Брянского машиностроительного завода. Предположительно 1970-е - 1980-е гг.

Образцы продукции Брянского рельсопрокатного, сталелитейного, железоделательного и механического завода. Начало XX века.

 

Книги в PDF  по данной теме:

«Брянский рельсопрокатный, железоделательный, сталелительный и  механический завод. 1911 год»

Отчёт общества потребителей, 1897 год.