Церковь Михаила Архангела Мглинский район Брянской области
Церковь Михаила Архангела (с. Разрытое)
Церковь Михаила Архангела расположена в центре села на берегу пруда, доминирует в окружающей застройке; на противоположном берегу ранее располагались строения Разрытовского женского монастыря. Построена в 1834 г. по заказу графа В. Гудовича вместо прежней, деревянной. Стены и своды кирпичные и| оштукатуренные, фундаменты бутовые, ленточные. Строгий и монументальный четырехстолпный крестово-купольный храм в стиле позднего классицизма, близкий по архитектуре Успенскому собору в Мглине, отличается гармоничным сочетанием объемов.
Расположена в центре села на берегу пруда, доминирует в окружающей застройке; на противоположном берегу ранее располагались строения Разры-товского женского монастыря (не сохр.). Построена в 1834 г. по заказу графа В. Гудовича вместо прежней, деревянной. Стены и своды кирпичные и оштукатуренные, фундаменты бутовые, ленточные. Строгий и монументальный четырехстолпный крестово-купольный храм в стиле позднего классицизма, близкий по архитектуре Успенскому собору в Мглине, отличается гармоничным сочетанием объемов.
Крупное здание с квадратным симметричным планом венчает в центре высокий и массивный цилиндрический барабан с полусферой купола. Мощные четырехколонные входные портики с фронтонами примыкают с трех сторон (кроме восточной) к средней части фасадов. Простоте и четкости композиционного построения соответствует строгое декоративное убранство фасадов. Рустованные стены по сторонам портиков завершены антаблементом. Карнизы фронтонов украшены крупными мо-дульонами, а карниз барабана - сухариками. Внутри портиков колоннам соответствуют плоские пилястры с прямоугольными проемами между ними, имеющими простые обрамления с сандриками и неглубокие полуциркульные ниши вверху. Такими же пилястрами оформлена средняя часть восточного фасада с одним окном в центре. В больших прямоугольных нишах по бокам портиков расположены окна с подоконными выступами, а над ними - крупные полуциркульные проемы. Арочные окна барабана украшены лишь замками и уступом по краю.
В интерьере четыре мощных пилона в центре, соединенные арками между собой и со стенами, членят внутреннее пространство на девять ячеек. Боковые перекрыты цилиндрическими сводами с шелыгами, идущими параллельно сторонам центрального квадрата. Пилоны со срезанными внутренними углами, в которых помещены оригинальные полукруглые ниши, при помощи парусов несут барабан с куполом. Стены почти не имеют архитектурных членений, кроме простых карнизов небольшого выноса; барабан обработан пилястрами. Сохранился фрагмент настенных росписей маслом по штукатурке: нижняя часть фигуры святого на правой стене алтаря.
Разрытовский Троице-Покровский женский монастырь был основан в 1900 г. вдовой генерал-адъютанта и вице-адмирала княгиней А.В. Голицыной в ее имении. Сначала он существовал как женская община, а в 1904 г. преобразован в монастырь. Его каменный храм нач. 20 в. не сохранился.
Храм Михаила Архангела и пруд в центре села Разрытое
пятнадцати километрах от города Мглина у
истока р. Воронусы расположено село Разры-
тое, бывшее владение графов Гудовичей. Село и
ныне окружено лесами, вблизи имеется возвышенная
местность, просматриваются курганы, обнаружива-
ются признаки насыпей и укреплений. Возможно, что
и название села связано с характером окружающей
местности, которая здесь сильно рассечена, «изрыта»
ямами и холмами.
Н.М. Карамзин в своей «Истории государства
Российского» связывал название села с летописным
городом Зарытым (Зартыем), неточно указывая
географическое местоположение села и полагаясь
на близость топонимов «Зарытый» и «Разрытое».
На современных реконструкциях карт Древней
Руси (например, широко используемых историками
картах Виктора Темушева) г. Зартый уже отмечен как
расположенный между Путивлем и Вырем. Это, безус-
ловно, более точно соответствует тому летописному
описанию 1159 г., когда туровский князь Изяслав
Давидович бежал в область вятичей и ходил воевать
Путивль и Вырь: «Ходи Изяслав Путивлю на Олга на
Святославича и, стоя 3 дни у города и не успев ничто-
же, возвратися к Выреви, оттуду бо и пришел бяше;
и пришедшу же ему к Выреви, и они затворишася от
него и не пустиша его во град; он же оттуду возвра-
тися и иде в Зарыты и ту перебыв опять, возвратися
к Выреви» (Воскресенская летопись). Следователь-
но, Изяслав Давидович из Выря напал на Путивль,
не мог его взять, вернулся к Вырю; выревцы его не
пустили к себе; тогда Изяслав «оттуду возвратися и
иде в Зарыты», т.е. от Выря он снова вернулся назад,
по направленно к Путивлю.
Весной 1919 года в селе Разрытое началась
эпидемия сыпного тифа. 9 апреля сюда из Мглина
командируются фельдшер Пивачев и медсестра
О.Ф. Зайцева для борьбы с тифом и организации на
территории Разрытовского монастыря фельдшер-
ского пункта. А уже 15 апреля 1919 года мглинский
медико-санитарный отдел возбудил перед уиспол-
комом ходатайство о возможности перемещения в
монастырские здания, наряду с развертыванием там
фельдшерского пункта, также и детского приюта. Это
предложение отдел обосновывал теснотой и непри-
способленностью для детского приюта нынешнего
помещения. Прошли десятилетия, село Разрытое и монастыр-
ская усадьба находятся в полном запустении, и мало
кто ныне помнит о подвижницах христианского
милосердия – насельницах Разрытовского Троиц-
ко-Покровского монастыря. Лишь храм Архангела
Михаила да уцелевшие здесь яблони все еще напоми-
нают людям о прежней жизни села и Разрытовского
монастыря.
Разрытовский монастырь
РАЗРЫТОВСКИЙ ТРОИЦКО-ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В 1868 г. имение Гудовичей в с. Разрытое по
наследству досталось внучке генерал-лейтенанта
Василия Васильевича Гудовича (1753–1819) княги-
не Александре Васильевне, вдове вице-адмирала,
директора инспекторского департамента Морского
министерства Михаила Павловича Голицына. Уже
будучи вдовой князя М.П. Голицына, Александра
Васильевна в июле 1900 года с разрешения Священ-
ного Синода на свои средства основала женскую
общину – Свято-Троицкую Покровскую – по образу
уже существовавших к тому времени Алексан-
дровской (Санкт-Петербург) и Марфо-Мариинской
(Москва) женских общин. Эта община с. Разрытое по
определению Синода в 1904 году была обращена в
монастырь.
Л.И. Денисов в книге «Православные монастыри
Российской империи» сообщает: «Разрытовский
Троицко-Покровский женский монастырь при селе
Разрытом, в 15 верстах от уездного города Мглина,
основан в 1900 году». С этого времени и начинается его
история, которая продолжается уже более 100 лет.
Такие общины не требовали пострига в инокини,
так как являлись своеобразными женскими мона-
стырями в миру. При аттестации женщины давали
обет безупречного поведения, аскетического образа
жизни и отречения от мирских соблазнов во имя
страждущих. Жизнь и труд их определялись уставом
подобно монастырскому. Уставом, утвержденным
Святейшим Синодом 5–19 июля 1900 года, определя-
лись следующие цели Разрытовской женской общины:
«Доставление желающим вести жизнь благородную
и распространение среди окружающего населения
христианского благочестия путем воспитания и обу-
чения подрастающего населения в духе Православной
церкви и призрения немощных и бедных».
Для финансирования монастыря княгиня
А.В. Голицына пожертвовала 50 тысяч рублей, из ко-
торых 35 тысяч выделялись на строительные нужды,
15 тысяч – на содержание общины и священника.
Не пожалела и 1000 десятин земли своего имения
с лесом, пашнями и другими угодьями, на которых
трудились сестры-монахини.
В обширной монастырской усадьбе были постро-
ены Троицкая церковь и общежитие, при котором от-
крыты школа-приют для сирот-девочек и богадельня,
куда помещались не только постаревшие и больные
монахини, но и беспризорные немощные старушки.
Община была открыта 1 октября 1900 года. В 1907
году в монастыре числились: игуменья, монахини и
послушницы – всего 80 человек.
В дальнейшем число обитателей монастыря про-
должало возрастать и ко времени его ликвидации
увеличилось вдвое. Среди них было много больных,
увечных, престарелых, нетрудоспособных людей,
нуждающихся в милосердии. Трудовой день сестер
общины начинался ранним утром и заканчивался в
полночь молитвами. Каждая из них выполняла опре-
деленное послушание (работу) в хозяйстве общины.
Освобождались только больные. Но поскольку глав-
ным в деятельности русских женщин была подготовка
сестер милосердия с прочными медицинскими зна-
ниями и навыками ухода за больными и ранеными,
что отсутствовало в практике Разрытовской общины,
то в 1904 году по решению Синода Разрытовская
община стала женским монастырём.
Атмосфера жертвенности и гражданского долга в
этой обители находила свое выражение не только в
работе на добровольных началах и безвозмездно с
детьми. Нельзя обойти стороной и заботы насельниц
о своих постаревших и больных духовных сестрах.
Все они жили в монастыре в благоустроенной бо-
гадельне на полном обеспечении при тщательном
уходе. Нередко из сострадания туда помещали и
беспризорных, немощных старушек, особо нуж-
дающихся в помощи. Поэтому неудивительно, что
разрытовские насельницы почитались жителями
Мглинского уезда и богомольцами за нравственную
чистоту, сердечность и отзывчивость.
Но иногда в спокойной жизни обители случа-
лись чрезвычайные ситуации. Так, 7 сентября 1908
года группа революционеров неизвестно какого
толка произвела в монастыре экспроприацию его
денежных средств. Все проходило по классической
форме обычных грабежей, только без черных масок
и убийств 90-х годов прошлого века.
Монастырь функционировал вплоть до Октябрь-
ской революции 1917 года. В декабре 1917 года упол-
номоченным Мглинского уисполкома Н.С. Грибовым
и представителем Романовского волостного Совета
был составлен акт переписи монастырского имуще-
ства, объявленного народным достоянием.
Все земельные угодья обители были переданы
Разрытовской сельхозшколе. Лишь в апреле 1918
года по просьбе игуменьи власть имущие надели-
ли-таки монашек землёй – по 8 десятин на сестру. С
ноября 1917 по июнь 1918 года для нужд Красной
армии было конфисковано 7 лошадей, крытый фаэ-
тон, бричка, 4 быка, 15 коров, 4 свиньи, 4 овцы и
200 пудов сена. Кроме этого Мглинский уисполком
потребовал выдачи 20 тысяч рублей из неприкос-
новенного монастырского капитала. Активное уча-
стие в разграблении монастыря приняли и местные
крестьяне: утащили оттуда 120 пудов сена, три овцы,
12 колод пчёл.__