СтраницаАрхангела

Церковь Михаила Архангела Клетнянский район Брянской области

Церковь Михаила Архангела (с. Лутна)

Церковь Михаила Архангела расположена в центре села на высоком берегу р. Лутенка, в окружении старых лип. Построена в 1804 г. с теплым приделом Николая Чудотворца в трапезной; возведена из кирпича с обмазкой по кладке. В кон. 1960-х гг. утратила завершение и свод над апсидой. Хороший образец сельского храма Брянщины нач. 19 в., выполненного еще в формах раннего классицизма.

Церковь Архистратига Михаила, нач. XIX в.

В лесном Клетнянском рай­оне находится село Лутна, ранее называемое Богда-новкой. Возникло оно в начале XVIII столетия. А свое имя получило от речки Лутны (или Лутенки).

В 1804 году в селе был возве­ден каменный храм. Он посвящен Архистратигу Михаилу, предводите­лю небесного воинства. Обычно ему посвящали на Руси храмы, по­строенные в память о военных со­бытиях русской истории.

Одновременно со строитель­ством храма в его трапезной был устроен теплый (то есть отаплива­емый) придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. В этом приделе находилась особо чтимая прихожанами икона Казанской Божией Мате­ри, молебны в честь которой, по преданию, помогли прекратить эпидемию холеры в 1855 году.

Церковь Михаила построена по веками установленной схеме: впереди, с запада, башня колокольни, соединенная низким залом трапезной церкви с воз­вышенным объемом «настоящей церкви», то есть главного храмового зала, к которому с востока примыкает равновысотный с трапезным залом алтарь.

Архитектура церкви, хотя и скромная, почти лишенная декора, простая и непритязательная, являет собой пример русской архитектуры позднего клас­сицизма, К сожалению, в конце 1960-х годов разрушены купола церкви и алтарной апсиды. Они заменены скатными деревянными крышами, искажа­ющими облик храма.

Церковь Архистратига Михаила — это единственный памятник архитекту­ры, сохранившийся натерритории Клетнянского района.

Расположена в центре села на высоком берегу р.Лутенка.
В композиции доминирует основной, близкий к кубическому объем в два яруса, прежде увенчанный куполом. Полукруглая апсида и прямоугольная в плане трапезная чуть сужены и равны по высоте нижнему ярусу. С запада к трапезной пристроена небольшая трехъярусная колокольня. Её нижний четверик с входным проемом несет глухой полуярус и сквозной ярус звона со срезанными углами, завершенный колоколовидным барочным куполом с коротким шпилем.
Лаконичное убранство фасадов состоит из скромных завершающих карнизов, пологих фронтонов над гранями основного объема и обрамляющих проемы прямоугольных ниш. В нижней части куба ниши имеют уступ, как бы образуя в простенках пилястры; окна и дверные проемы дополнены здесь полукруглыми нишами над ними. Аналогичные пилястры по сторонам прямоугольных ниш украшают так же нижний и верхний ярусы колокольни. Окна верхнего света основного объема круглые, в квадратных филенках, как и ниша над входом на втором ярусе колокольни.
В интерьере центральное помещение связано с алтарем и трапезной тремя арочными проходами. Трапезная перекрыта коробовым сводом, нижний ярус колокольни – сомкнутым.