СтраницаАрхангела

Церковь Михаила Архангела, с. Бобрик,  2-я пол. XVIII в Комаричский район Брянской области

Село Бобрик Комарического района Церковь Михаила Архангела

Из окна автобуса, бегущего по новой замечательной автотрассе Москва - Киев в сторону Украины, с левой стороны в одном километре от шоссе взор привлекает красивый компактный силуэт Михаило-архангельской церкви. Расположенная на высоком берегу речки Бобре-ни, она издали обращает на себя внимание господствующим в широком привольном ландшафте положением.

Это ещё один памятник, воздвигнутый на Брянской земле в конце XVIII века в связи с победоносным окончанием Русско-турецкой войны. К сожалению, история не сохранила нам имен заказчика, строителя и архитектора.

На основе распространённой в то время крещатой схемы плана и традиционного объемно-пространственного построения церкви по типу «восьмерик на четверике» создана не лишенная своеобразия ар­хитектурная композиция.

Основной элемент этой композиции - возвышенный четверик соб­ственно церкви. Он несет два яруса восьмериков - нижний большой световой и верхний на куполе нижнего, глухой, декоративный. Верхний покрыт килевидной восьмигранной крышей и увенчан маленькой, вы­тянутой по вертикали главкой с крестом.

Четверик с восьмериками вознесён над средокрестием нижнего яруса церкви. Пятистенная алтарная аспида, двухчастные прямоуголь­ные боковые приделы и двухчастная же трапезная примыкают к нему с четырёх сторон. Над западной частью трапезной - очень близко к главному объёму церкви - установлена четвериковая колокольня. Верхний ярус её открыт на все стороны большими прямоугольными проёмами звона.

Церковь Михаила Архангела. Конец XVIII в. Бобрик. Комаричский р-н

Благодаря тому что корпус трапезной с боков охватывает коло­кольню, создаётся органично-слитная пространственная композиция, в которой колокольня, являясь важным элементом целого, находится в подчиненном положении главному объёму церкви. Как и главный восьмерик, колокольня покрыта восьмилотковой купольной крышей. Однако форма её несколько отличается своей приподнятостью. Поверх крыши на низкой восьмигранной трибунке установлена изящная вы­тянутая главка с высокий крестом.

Нижний, крестовидный в плане объём здания, объединяя все части памятника, придаёт ему художественно-выразительную цельность.

Архитектурные детали фасадов в духе времени выполнены в форме каменных. Все проёмы - действительные и ложные (на нижнем ярусе колокольни) - сделаны с полукруглым арочным завершением. Украше­ния фронтонов боковых приделов и междуярусного пояса колокольни выполнены в виде круглых рамок, то есть в формах не типичных для дерева. Другие элементы декора фасадов (карнизы, наличники, лопатки) в упрощённом виде также следуют каменным формам.

Деревянная церковь в селе Бобрик является характерным произ­ведением века господства и процветания в русской архитектуре стиля классицизма.

Внутреннее пространство памятника воспринимается цельно, ибо объединено широкими проемами. Все помещения первого яруса покрыты полого-цилиндрическими сводами. Центральный зал - восьми­гранным куполом. Также перекрытия придают необычность и парад­ность интерьеру. Отделка всюду простая. В центре свода трапезной сохранилось написанное на холсте маслом изображение Спасителя. В северном приделе находятся две деревянные скульптуры великомуче­ниц Варвары и Екатерины.

Иконостас второй половины XIX века с иконами той поры и более поздними. Памятник находится в хорошем состоянии.

Церковь Михаила Архангела в с. Бобрик (1720 г.). Характерный образец деревянного культового зодчества юго-западной Брянщины XVIII века

Церковь Михаила Архангела расположена в центре стоящего на высоком берегу р. Бобрень села Бобрик и является его силуэтной доминантой.

Построена в 1720 г, в 1-й пол.- сер. XIX в. сооружены боковые прирубы и нынешняя колокольня.
Ярусный храм типа восьмерик на четверике рублен из брусьев на кирпичном цоколе и обшит тесом. Высокий двусветный четверик несет поставленные друг на друга два восьмерика: широкий световой с граненой купольной кровлей и небольшой глухой, увенчанный маленькой, видимо более поздней, главкой. К четверику прилегают пониженный пятигранный алтарь с высокой выпуклой кровлей и прямоугольная крытая на два ската трапезная с более узким притвором с запада. Низкие и длинные боковые прирубы с пологими двускатными кровлями придают объему крещатость. Над западной частью трапезной возвышается двухъярусная колокольня; её четверики – глухой нижний и сквозной верхний (звон) завершены яйцевидной кровлей с главкой на коротком шпиле.
Основное помещение храма имеет плоские паруса при переходе от четверика к восьмерику и ложный восьмигранный сомкнутый свод с плоской средней частью. Своеобразны имитирующие свободные коробовые своды перекрытия трапезной, алтаря и боковых прирубов, в которых размещались приделы; над остальными частями здания плоские потолки.