СтраницаАнастасия Дмитриевна Вяльцева

Анастасия Дмитриевна Вяльцева Брянский край

Родилась первого марта 1871 года в слободе Алтухово, что ныне на Брянщине в Навлинском районе. Русская эстрадная певица (сопрано), артистка оперетты.

Вяльцева

     Вяльцева

             Вяльцева

Брянская земля отдала ей все сокровища: одухотворенную красоту, редкий, природой поставленный голос, тонкую благородную душу истинной аристократки.

Вообще-то, так не бывает. Бог, как правило, не отдает всего в одни руки, но Вяльцева, видимо, должна была выполнить свое служение. И она его выполнила блестяще и в очень короткий срок - за 42 года.

Как сверкающий метеор она пронеслась над Россией, разбрасывая, раздавая всем свою душу, свою жизнь, свою кровь. Она ушла, не пережив своей славы и таланта, в ореоле всеобщей любви и с именем "Несравненная". Можно ли пожелать лучшей судьбы?

Лишь в 1971 году, в связи со столетним юбилеем Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, сотрудники госархива Брянской области начали розыск документов, связанных с жизнью и деятельностью своей блистательной землячки. Надо сказать, что документы эти отыскивались отнюдь не в архивах или музеях - их присылали благодарные поклонники Несравненной, прочитав объявление о предпринятой акции, напечатанное в газете "Вечерний Ленинград".

Спустя пять лет, в 1976 году в Брянском издательстве "Придесенье" увидела свет первая книга о Вяльцевой "Чайка русской эстрады", написанная С.П.Кизимовой.

 

1887 г. – поступила статисткой в Киевскую балетную труппу С.С. Ленчевского
1888 г. - поступила статисткой в опереточную антрепризу И.Я. Сетова и А.Э. Блюменталь-Тамарина, гастролирующую в Киеве
1890 г. – вступила в Киевское товарищество опереточных артистов под управлением Здановича-Борейко
1892 г. – переехала в Петербург, где вступила статисткой в опереточную труппу С.А. Пальма
1893 г. – стала хористкой опереточной труппы московского театра «Аквариум»
1897 г. – зачислена в труппу московского театра «Эрмитаж» Я.В. Щукина
1897 г. – состоялся первый самостоятельный концерт на сцене московского театра «Эрмитаж»
1902 г. – напела 20 песен для граммофона петербургского торгового дома «Оптика и механика» А.Берхард» и целый ряд пластинок для английского Акционерного общества «Граммофон»
1903 г. – Одесским книгоиздательством был издан альбом с нотами «А.Д. Вяльцева в своих романсах»
1905 г. – выступила с концертом перед солдатами и офицерами русской армии в Харбине
1907 г. – избрана почетным членом Всероссийского братского Общества оказания помощи во всех несчастных случаях
10910 г. – в зале Петербургского дворянского собрания состоялся совместный вечер В.Паниной и А.Вяльцевой
1910 г. – купила имение у графа Игнатьева имение «Каменка» в Витебской губернии
1911 г. – в Новом Петергофе состоялось открытие памятника павшим солдатам и офицерам 148 пехотного Каспийского полка в русско-японской войне, на сооружение которого А. Вяльцевой был отдан весь гонорар за концерт в Кронштадте
1913 г. – похоронена А.Д. Вяльцева на Староникольском кладбище Александро – Невской Лавры в Петербурге
1915 г. – в Париже завершена работа по созданию скульптором Судьбининым скульптуры Вяльцевой
1964 г. – на здании районного Дома культуры г. Турбчевска Брянской обл. установлена мемориальная доска в честь А.Д. Вяльцевой, проживавшей здесь в детстве
1971 г. – переименован в поселке Алтухова Навлинского р-на Брянской обл. переулок Калинина в улицу им. А.Д. Вяльцевой и установлена мемориальная доска с ее барельефом в центре пос. Алтухово
1972 г. – силами Главного управления культуры исполкома Ленгорсовета и Брянского обл. отделения ВООПИК начаты работы по реставрации часовни на могиле АД. Вяльцевой
1994 г. – в Брянске проходил межрегиональный фестиваль памяти А.Д. Вяльцевой под названием «Гори, звезда приветная»
Отца лишилась рано. Ее матери пришлось переехать с детьми в Киев. Анастасия трудится ученицей в мастерской дамских нарядов, продавщицей минеральной воды, горничной одной из киевских гостиниц на Крещатике. Потом была опереточная труппа, в 1890 году Вяльцева поступила в хор Киевского товарищества опереточных артистов Здановича-Борейко. Здесь она впервые участвовала в гастрольной поездке.
Переехав в Петербург, выступая в оперетточной труппе в Малом театре, А.Д. Вяльцева много учится. Голос стал неузнаваем. Ей поручали ведущие партии. Успех молодой певице принес первый самостоятельный концерт в московском театре «Эрмитаж» в 1897 году. Критик Л. Пальмский тогда писал: «Вероятно, никто из русских артистов, за исключением разве только одного Ф. Шаляпина, не сделал такой феерической карьеры, не пользовался такой широкой популярностью и не имел такого головокружительного успеха, как... Анастасия Дмитриевна Вяльцева». Немало других современников писали о А.Д. Вяльцевой также восторженные отзывы. «На первых же порах публика провозгласила певицу своей любимицей. Такой Вяльцева осталась до конца своих дней», — писал театральный критик Ю. Беляев. «Я помню первые триумфы Вяльцевой в Харькове. Серьезный студенческий город, серьезная публика... Ибсен имел тут большой успех. К театру относились и вдумчиво и любовно: обожали Самойлова. Но приехала Вяльцева, запела свою мощную песнь торжествующей любви, улыбнулась своей улыбкой, и та же толпа, которая вчера спорила об Ибсене, сегодня бесновалась, требуя «Тройку» и «Под чарующей лаской»... В одно сливались студенческая молодежь и почтенные старцы...» — отмечал театральный критик Я. Львов. В иные романсы и песни Анастасия Дмитриевна умела внести столько искренности, глубокой тоски по счастью и свободе, что многие не могли слушать ее без слез. Она буквально покоряла публику. Ее красивый, мягкий, хорошо развитый голос содержал гамму оттенков. Но дело было не только в голосе. Неотразимы были ее внешность, улыбка, легкий и выразительный жест.
В исполнении Вяльцевой прекрасно звучали не только романсы «Признание», «Какая ночь», «Забыты нежные лобзания», «Зачем?», «Мой костер», «Уголок», «Дай, милый друг», но и русские песни «Гони, ямщик», «Тройка», «Чайка», «Мой хороший, мой пригожий», «Калинка», «Дудочка», «Уморилась»...

Я тебя бесконечно люблю,
За тебя я отдам мою душу.
Целый мир за тебя погублю,
Все обеты и клятвы нарушу!..
-пела Вяльцева, и зал замирал.

Или:

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и звенит...
Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке моей! —

зал восторженно ликовал. Репертуар у певицы был огромный. Многие музыканты посвятили романсы и вальсы самой певице. Их было около трехсот.
Во время Русско-японской войны А.Д. Вяльцева отправилась в Маньчжурию и стала сестрой милосердия в полевом госпитале. Она регулярно выступала с концертами для раненых. Анастасия Дмитриевна не забывала и отчий край.
Она бывала в Брянске и Карачеве. В родном Алтухове на свои средства построила родильный приют.

«Вяльцева Анастасия Дмитриевна, популярная русская певица, получившая широкую известность как исполнительница народных песен. Родилась в 1871 году в с. Алтухово. Умерла в 1913 году в гор. Петербурге», — гласит надпись на мемориальной доске, установленной в центре поселка на одном из зданий. Брянцы помнят и чтут великую певицу. Краевед Светлана Кизимова подготовила и издала о ней книги «Чайка русской эстрады» и «Несравненная Анастасия Вяльцева». Память о великой певице воплотилась в памятниках, в художественном фильме «Несравненная», в книге «Звезды русской эстрады» и межрегиональных фестивалях, проводимых в Брянске под названием «Гори, звезда приветная»...

О деятельности А.Д. Вяльцевой
1890 – А.Д. Вяльцева вступила в Киевское товарищество
опереточных артистов под управлением Зданови-
ча-Борейко.
1897 – Состоялся первый самостоятельный концерт
А. Вяльцевой на сцене московского театра
«Эрмитаж».
1899 – Впервые выступила с сольным концертом в
Павловском музыкальном вокзале.
1901 – На сцене петербургского театра «Буфф» сыг-30 июня рала роль Мимозы в оперетте «Гейша».
1902 – Певица выступила с гастрольными концертами в
Баку, Воронеже, Киеве, Курске, Ростове, Рязани,
Одессе, Харькове и Тифлисе.
Певица напела 20 песен для граммофона петер-
бургского торгового дома «Оптика и механика
А. Берхард».
А.Д. Вяльцева напела целый ряд пластинок для
английского Акционерного общества
«Граммофон».
1903 – Одесским книгоиздателем Д. Сегоном был издан
альбом с нотами «А.Д. Вяльцева в своих романсах».
1904 – В Варшаве состоялся очередной гастрольный
концерт.
август – В Харбине выступила с благотворительным
концертом в пользу семей убитых и раненых в
русско-японской войне.
1905 – А.Д. Вяльцева выступила с концертом перед сол-
датами и офицерами русской армии в Харбине.
Московским книгоиздателем Филатовым издан
песенник «Цыганские романсы, петые
А.Д. Вяльцевой».
1906 – В зале Петербургского дворянского собрания
состоялся благотворительный концерт, выручен-
ные средства с которого были переданы Товари-
ществу взаимопомощи офицерам армии, гвардии
и флота.
А.Д. Вяльцевой были получены официальные при-глашения на гастроли в Ниццу и Монте-Карло.
1907 – На сцене Мариинского театра певица
7 января выступила в роли Кармен из одноимен-
ной оперы Бизе.
А.Д. Вяльцева избрана почетным членом Всерос-сийского братского общества оказания помощи во всех несчастных случаях.
1909 – На сцене московского театра «Эрмитаж»
19 мая артистка сыграла роль Периколы из
оперетты Ж. Оффенбаха «Птички певчие».
В Москве А.Д. Вяльцева записала свой голос на восковом валике фонографа Т. Эдисона.
август – На концерте А. Вяльцевой в московском
театре «Эрмитаж» присутствовал
В.И. Немирович-Данченко, высоко
оценивший выступление певицы.
1910 – На сцене петербургского театра «Буфф»
21 июня состоялся дебют певицы в роли Кароли-
ны из оперетты Валентинова «Ночи любви».
1911 – В новом петербургском «Палас-театре»
4 января состоялся первый концерт певицы.
1912 – В зале Петербургского дворянского собра-
ния состоялся концерт певицы из 28 марта
произведений классической музыки.
Завершилось большое концертное турне Вяльце-вой по заволжским городам России.
26 октября – На сцене петербургского «Палас-
театра» артистка впервые сыграла
роль Анжель Дидье в оперетте
Ф. Легара «Граф Люксембург».
Певица приняла участие в благотворительных кон-цертах, устраиваемых с целью сбора средств для
экспедиции лейтенанта Седова на Северный по-люс.

1913 – Подписала завещание о передаче своего иму-
19 января щества и средств в дар жителям
Петербурга.
4 февраля – Умерла А.Д. Вяльцева.
Российское общество «Граммофон» выпустило пла-
стинки романсов в исполнении А.Д. Вяльцевой.
1915 – В Париже завершена работа по созданию
скульптором Судьбининым скульптуры
А. Вяльцевой.
1964 – На здании районного Дома культуры г. Труб-
чевска Брянской области установлена мемо-
риальная доска в честь А.Д. Вяльцевой,
проживавшей здесь в детстве.
1971 – Состоялось заседание исполкома Алтуховско-
2 августа го поссовета депутатов трудящихся
Навлинского района, решившее переимено-
вать переулок Калинина рабочего поселка Ал-
тухово в улицу имени А.Д. Вяльцевой и уста-
новить мемориальную доску с ее барельефом
в центре поселка.
1978 - В актовом зале Брянского музыкального
18 марта училища прошел вечер, посвященный
творчеству знаменитой русской певицы.
1981 – В помещении Брянского театра юного
17 марта зрителя состоялся вечер, посвященный
110- летию со дня рождения А.Д. Вяльце-
вой.
1994 – В Брянске проходил первый межре-
11-15 ноября гиональный фестиваль памяти
А.Д. Вяльцевой под названием
«Гори, звезда приветная».
 

*********************

Жизнь Анастасии
Дмитриевны Вяльцевой
можно сравнить с ярким
метеором, промелькнув-
шим на сером, унылом небе
земной будничной жизни,
быстро поднявшимся над
горизонтом и также быстро,
в полном блеске и красо-
те, утонувшим в голубом
тумане вечности. Вяльце-
ва и была таким метеором,
принесшим людям песни
любви, ласковые и жгучие,
как лучи теплого майско-
го солнца. Современники
именовали ее Несравнен-
ной и Неподражаемой, а
в свежем номере журнал
«Форбс» (№8 за 2018 г.) на-
звал Вяльцеву «Пугачевой
100-летней давности». Но,
думается, популярность
«чайки русской эстрады»
и народная любовь к ней
были значительно выше.
Предлагаем вашему вни-
манию журнальную статью.
В начале ХХ века ста-
ла популярной оперетта.
Отныне ценились не фор-
мальные показатели голо-
са – диапазон и прочее, а
индивидуальность, сцени-
ческий (да и житейский)
образ. Всем этим требова-
ниям в полной мере отве-
чала главная примадонна
русской сцены Анастасия
Вяльцева, тогдашняя Алла
Пугачева.
Родившаяся в семье
крестьян в слободе Алту-
хово, Настя рано осталась
без отца и была вынужде-
на пойти работать. Вяль-
цева вспоминала: «Три-
надцатилетней девочкой я
была уже на сцене, в Ки-
еве изображала в оперет-
ке травести. У меня было
хорошенькое личико, и
покойный Сетов (Иосиф
Сетов, режиссер и антре-
пренер) сразу же положил
мне 35 рублей в месяц».
Затем труппа распалась
(обычная судьба провин-
циальных антреприз), и за-
работки Вяльцевой упали
до 15 рублей, она бралась
за любую работу в провин-
циальных варьете. И через
несколько лет мыканья по
плохим театрам ей повезло:
ее пригласили в оперетту
Александра Пальма в Пе-
тербурге, где ей предложи-
ли уже 150 рублей.
«Вы не можете предста-
вить себе моего счастья и
моей гордости, когда я в
первый раз получила эту,
тогда для меня страшно
крупную сумму – такой
заработок я считала вер-
хом для меня возможно-
го», – вспоминала певица.
Но главное было даже
не в зарплате, а в том, что
Вяльцева выступала те-
перь на большой сцене и
ее видели многие важные
люди. Среди зрителей ока-
зался Яков Щукин, кото-
рый и переманил ее на
первые роли в «Новый Эр-
митаж» в Москву. Щукин,
вчерашний ярославский
крестьянский мальчиш-
ка, совершил стремитель-
ную карьеру, пройдя путь
от фельдшера до владель-
ца столичных ресторанов
и увеселительных заведе-
ний. Соприкоснувшись с
артистическим миром, он
решил создать собствен-
ный театр, ориентирован-
ный на вкусы широкой пу-
блики. Им стал театр-сад
«Новый Эрмитаж» в Карет-
ном Ряду.
На его зимней и летней
сценах давались самые раз-
ные представления, в ко-
торых были заняты как
зарубежные звезды (Сара
Бернар, Эрнесто Росси,
Густаво Сальвини), так и
российские. Щукин задал
высочайшие стандарты
эстрадных представлений,
используя новейшую тех-
нику, привлекая лучших
художников-оформителей,
архитекторов и садовни-
ков. Примечательно, что
участок Щукин первона-
чально арендовал на 12 лет,
а затем выкупил за 500 ты-
сяч рублей. В первый год
работы сада (1895-й) его
посетило 70 тысяч человек.
Из русских звезд самым
ярким именем «Эрмитажа»
стала Анастасия Вяльцева,
выступавшая здесь ежегод-
но с 1897 по 1909 год. Как
пишет брянский краевед
Светлана Кизимова, Щу-
кин сразу предложил певи-
це 750 рублей в месяц, а к
концу сезона повысил го-
норар до 133 рублей за вы-
ход. Вяльцева, в отличие от
предыдущих певцов и пе-
виц, сделала себе имя не
на оперных партиях, а на
романсах. Это была свое-
го рода революция на сце-
не. Широкие круги обы-
вателей жаждали именно
незамысловатых песен.
Как бы жестоко ни ругала
пресса и саму Вяльцеву, и
ее слушателей за пошлость
и безвкусие, она ничего не
могла поделать с этим фе-
номеном.
Для большинства певи-
ца стала «чайкой русской
эстрады». Предвестниками
легкого жанра стали опе-
ретка и цыганская музыка.
Господа начинали свой ве-
чер с посещения оперы или
балета, а потом до утра ку-
тили с цыганами за горо-
дом. В цыганах привлекала
экзотическая внешность, а
также экспрессия, ориги-
нальная манера пения, они
манили к себе свободой и
восточной чувственностью
одновременно. Немало по-
местий было промотано и
много барских денег спу-
щено «на цыган». Лев Тол-
стой вспоминал: «Было
время, когда на Руси ни
одной музыки не люби-
ли больше цыганской». У
самого писателя дядя и
старший брат женились
на артистках-цыганках –
это лучший «социальный
лифт», которым женщины
могли воспользоваться.
Цыганскими романса-
ми Вяльцева прославилась
еще у Пальма. Собственно,
«цыганским» было только
исполнение. Музыка и сло-
ва были русскими – как и
семиструнная гитара, под
которую создавались ро-
мансы. Семиструнку (еще
один российский вклад в
индустрию музыкальных
инструментов) изобрел и
пропагандировал Андрей
Сихра, великий гитарист
пушкинской эпохи. В те
времена популярная му-
зыка в России развивалась
вполне самостоятельно, и
не было рабской зависи-
мости от заграницы. Во
главе хоров стояли толко-
вые менеджеры – посред-
ники между хористками,
танцовщицами, хозяевами
ресторанов и публикой,
часто назойливой и влюб-
чивой.
Вяльцева зна ла себе
цену. Гонорары ее доходи-
ли до 20 тысяч рублей за
вечер. Так что певица смог-
ла купить себе два дома в
Санкт-Петербурге ценой
более чем в 500 тысяч ру-
блей и передвигаться по
России в собственном ва-
гоне-салоне со всеми удоб-
ствами.
Антрепренеры предпо-
читали с ней не торговать-
ся, так как знали, что ее
выступления всегда идут
с аншлагом. Светлана Ки-
зимова приводит статисти-
ку: весной 1904 года в Туле
вместо планируемых 1500
рублей было получено от
продажи билетов 1598, в
Полтаве вместо 1200 –
1348, в Харькове вместо
2000 рублей – 2139 и т.д.
Вяльцева много ездила по
стране, посещая порой са-
мые глухие уголки, поэто-
му вагон со всеми удоб-
ствами ей был необходим.
Выйдя из крайней бед-
ности, Вяльцева не забы-
вала о тех, кому не повез-
ло. Она много отдавала
на благотворительность.
Поехав в Маньчжурию к
раненому мужу, она дала
два концерта, всю выруч-
ку с которых, 28000 рублей,
передала семьям убитых и
раненых и на улучшение
быта солдат. Перед своей
смертью в 1913 году она
завещала все имущество
передать в пользу города с
целью основания женской
больницы и детского при-
юта, 40 тысяч рублей она
оставила на образование
своего мальчика-воспи-
танника (собственных де-
тей у Вяльцевой не было).
Вяльцева стала легендой
при жизни, что повышало
интерес к е е в ыступле-
ниям. Борец Иван Под-
дубный неслучайно гово-
рил: «В России есть три
знаменитости: я, Горький
и Вяльцева». Яркое сви-
детельство триумфа мас-
совой культуры – упо-
минание не Шаляпина, а
именно Вяльцевой, хотя
и сам Федор Иванович не
брезговал выступлениями
на эстраде. Похороны пе-
вицы, на которые пришли
150 тысяч человек, стали
доказательством ее не-
виданной популярности.
Даже спустя 80 лет после
смерти ее фамилия служи-
ла для Иосифа Бродского
олицетворением духа вре-
мени.
Расцвет славы Вяльце-
вой совпал с появлением
в России граммофонной
индустрии. Отныне, чтобы
услышать любимый голос,
не нужно было лично при-
сутствовать на концерте, а
артист мог стать знакомым
сотням тысяч слушателей,
не выезжая в регионы. В
1901 году в Риге открылась
первая граммофонная фа-
брика с английским ка-
питалом. Через два года
в Санкт-Петербурге ин-
женер Василий Ребиков
организовал уже на сугу-
бо местном финансирова-
нии свое предприятие. В
считанные годы Россию
буква льно зах лестнула
граммофонная мода, ра-
ботали десятки и десят-
ки фабрик, которые ти-
ражировали пластинки и
производили аппараты. В
каждом уважающем себя
городе открывались ма-
газины, торговавшие ими.
Вслед за граммофонами
начали появляться пате-
фоны (от фирмы «Пате»)
– компактные модели без
большой трубы. Знамени-
тый в советские времена
завод в Апрелевке был ос-
нован в 1910 году немец-
кой фирмой «Метрополь
рекорд». Современник за-
мечал: «Вся Россия – от
великокняжеских дворцов
до мещанских местечек –
увлекалась грамзаписями
Вяльцевой...»
(«Forbes»).