АМПИР БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возникшего во второй половине XVIII века. В эпоху Наполеона во Франции происходит перерождение классицизма, сущность которого нашла отражение в его названии — ампир (в переводе с французского «империя»). Этот стиль был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства и явился выражением имперских притязаний на мировое господство.
От классицизма ампир отличали парадное великолепие, помпезность, напыщенность.
Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Оно получило название сталинский ампир. Размеры и отделка зданий сталинского ампира подавляли пышностью и масштабностью, вызывая благоговение. Отличительные черты отделки—использование колонн и широкое применение советской символики: барельефов с пятиконечными звёздами, гербами, лавровыми венками. Фасады покрывали штукатуркой бежевых, серых, кирпичных оттенков. Первые этажи отделывали кладкой из крупных камней, зрительно отделяя их от остального здания.
Церковь Успения в Найтоповичах (Унечский район), построенная на средства помещика Я. Чернолусского в 1825 году, — небольшой одно-купольный усадебный храм в стиле ампир с отлично подобранными пропорциями. Массивные колонны портика, поставленные далеко от стен и раздвинутые в центре перед входным проёмом, придают особую выразительность монументальным формам храма.
Церковь Дмитрия Солунского в Дареевске Погарского района (ампир,1825 г.)
Сталинский ампир в Новозыбкове. Архитектор В. Городков, 1953 г.
Городской Дом культуры на ул. Калинина в Брянске (Промка). Архитектор А. Фридман, 1951 г.
Элементы оформления церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Суворово
Церковь Митрофана Воронежского (Николая Чудотворца) в РябчевскеТрубчевского района (ампир, начало XIX века)
В селе Мякишево (Субботово, Выгоничский район) в 1819 году построен один из интереснейших на Брянщине усадебных храмов в стиле ампир — церковь Рождества Богородицы, отличающаяся монументальностью классически строгих архитектурных форм и уравновешенностью композиции.