Страницаалхимия

Алхимия творчества. Брянск.

Евпатория, Феодосия, Бельцы, Гомель, Донецк, Смоленск, Орел, Брянск... Для настоящих друзей не страшны ни пограничные кордоны, ни расстояния. Дружба - единственная ценность без препят­ствий, перемещаемая че­рез таможни.

В областном художе­ственном музее открылась интереснейшая выставка «Все свои», объединившая фотомастеров из России, Молдавии, Белоруссии и ДНР. Она знакомит жите­лей города с современны­ми тенденциями в фото­искусстве, популярными в СНГ.

В наши дни фотографи­ровать умеет каждый: щел­кнул кнопкой на мыльнице или смартфоне — и готово. Но настоящие фотохудож­ники хотят проникнуть в суть вещей, отразить нерв эпохи, характер конкрет­ного человека, судьбу. Не­удивительно, что у многих участников выставки есть художественное образова­ние.

После развала СССР нам пытаются внушить, что все республики и на­роды разные, мосты со­жжены и их уже не на­вести, но эта выставка свидетельствует - бывших братьев и сестер не бывает. Все фото несут свет, добро, любовь. Это те три кита, на которых держится мир.

Представители гомель­ского фотоклуба «Свет души» участвуют в со­вместной выставке во второй раз. Один из руко­водителей этого объедине­ния Андрей Цыбульский не скрывал радости от но­вой встречи: «Приятно по­бывать у друзей, которые тебе рады. Наши сердца наполнены радостью. Хо­чется, чтобы она переда­лась и зрителям».

Фотографы из Смо­ленска в Брянске тоже во второй раз. Представитель Смоленской областной ор­ганизации Союза фотоху­дожников Игорь Чернов благодарен за возмож­ность показать свои рабо­ты и посмотреть на других.

Орловчане только в этом году присоедини­лись к брянскому проекту. Андрей Сучков, участник более двухсот выставок и фотосалонов, несмотря на весь свой экспозицион­ный опыт, немного расте­рялся. Такого внимания и трепетного отношения к гостям не ожидал. Со­трудники художественно­го музея взяли на себя всю подготовительную работу, вплоть до мелочей — эти­кеток в фото. Андрей по достоинству оценил и ра­боты коллег: натюрморты Н. Кулдашевой из Брян­ска, портреты в стиле ню — смолян.

— Выставка очень ин­тересная и разнообраз­ная — и по жанрам, и по стилям. Радует обилие реалистических снимков, без фотошопа. Советская классическая школа пре­валирует, - отметил он и заявил, что наметившее сотрудничество будет рас­ширяться. — Есть много работ, много идей, в том числе по организации об­менных и блиц-выставок.

Леонид Калантачук, фотограф по жизни, как он сам себя называет, приехать из Молдавии не смог. Зато прислал серию черно-белых женских пор­третов — завораживающих своей красотой. Женщины — его слабость. «Работая в студии или на пленэре, не перестаю удивляться, на­сколько богат и загадочен образ женщины, - при­знается он. — Я черпаю по­токи новой энергии, рас­крывая ее тайну».

Владимир Бочковский и Андрей Устинович из Крыма тоже участвуют в выставке заочно. Вме­сте с фото они передали нам свой привет из луче­зарной Тавриды. На пей­зажах, согретых солн­цем, - горы, закутанные в туманный флер, изум­руд террас, спускающихся от вершин уступом, золо­то пляжей, море в ажур­ных кружевах пены, небо в пышном уборе из белых перьев облаков. Благосло­венная земля...

Олег Гончаров из До­нецка на брянской вы­ставке новичок. Его фото­графии — документальное свидетельство очевидца рождения Русской весны 2014 года. Это — хроника борьбы жителей Донбасса за свои права: от первых митингов в защиту рус­ского языка и строитель­ства баррикад до выставки сгоревшей в августовских «котлах» украинской бро­нетехники. «Если суждено жить во время перемен, — считает он, — то эти пе­ремены стоит запечатлеть, чтобы не было мучитель­но больно, вспоминая упущенную возможность остановить мгновения». И надо отдать ему долж­ное: в каждом кадре зве­нит туго натянутый нерв времени.

Философски осмысли­вает жизнь В. Колесник из Гомеля. Его интересуют не внешние проявления чело­веческой натуры, а состо­яние духа. Теплым светом веет от его работ «Гефси-манский скит», «Красная суббота». Они отражение его размышлений о Бо­жьем промысле в нашей судьбе, построение хра­ма веры в каждой душе. В. Цурканов из Смоленска тоже неравнодушен к во­просам духовности и пра­вославия. На его пейзажах седые древние стены церк­вей и кремля — твердыни духа, защищавшие не раз русскую землю. Простор наполнен покоем русских равнин.

На охоту за «мимолетно-стями бытия» отправились Е. Федотовская, В. Сухо-дольский и В. Чистик. К своему делу они подошли с известной долей иронии, запечатлев довольно забав­ные и курьезные моменты.

Повеселил известный брянский художник и фотограф В. Хроменков.

Его цикл «Из жизни лу­ковиц» полон аллегорий и метафор. Автор очело­вечил своих «героев», ин­терпретировав в сюжетах наши взаимоотношения, а также хорошо узнаваемые житейские ситуации. Ори­гинальный эксперимент с овощами многим пришел­ся по вкусу.

Почти исчезает грань между фотографией и изо-искусством на картинах Н. Кулдашевой (натюр­морты будто написаны маслом), и Н. Книжнико-вой (ее «Снежная маска» так изящна, что напоми­нает графический эскиз, а живые ландыши на на­тюрморте тают в нежной акварели). В. Безгрешное, словно кубисты, смело искривляет форму и про­странство в своем «На­тюрморте с шарами». И. Чернов тоже отдает дань авангарду — и в женских портретах, и в натюрмор­тах («Coda. Судьба музыканта» и «Ветка сливы»), которые отражают тон­кую биохимию творческо­го процесса.

Представлены в экспо­зиции и довольно редкие анималистические работы. Г. Дубино из Смоленска создал галерею портретов животных в естественной среде.

С инициативой со­брать вместе столь разных и талантливых авторов выступил руководитель Брянского областного от­деления творческого союза «Фотоискусство» Влади­мир Безгрешное. Дирек­тор художественного музея Елена Клюева с коллегами этот интересный проект с удовольствием поддержала. Он был запущен в крат­чайшие сроки. «Замеча­тельный опыт и для нас, и для города», - призналась она на открытии выстав­ки, собравшей не только любителей фотоискусства.

Ирина МАРЧЕНКОВА.