Алхимия творчества. Брянск.
Евпатория, Феодосия, Бельцы, Гомель, Донецк, Смоленск, Орел, Брянск... Для настоящих друзей не страшны ни пограничные кордоны, ни расстояния. Дружба - единственная ценность без препятствий, перемещаемая через таможни.
В областном художественном музее открылась интереснейшая выставка «Все свои», объединившая фотомастеров из России, Молдавии, Белоруссии и ДНР. Она знакомит жителей города с современными тенденциями в фотоискусстве, популярными в СНГ.
В наши дни фотографировать умеет каждый: щелкнул кнопкой на мыльнице или смартфоне — и готово. Но настоящие фотохудожники хотят проникнуть в суть вещей, отразить нерв эпохи, характер конкретного человека, судьбу. Неудивительно, что у многих участников выставки есть художественное образование.
После развала СССР нам пытаются внушить, что все республики и народы разные, мосты сожжены и их уже не навести, но эта выставка свидетельствует - бывших братьев и сестер не бывает. Все фото несут свет, добро, любовь. Это те три кита, на которых держится мир.
Представители гомельского фотоклуба «Свет души» участвуют в совместной выставке во второй раз. Один из руководителей этого объединения Андрей Цыбульский не скрывал радости от новой встречи: «Приятно побывать у друзей, которые тебе рады. Наши сердца наполнены радостью. Хочется, чтобы она передалась и зрителям».
Фотографы из Смоленска в Брянске тоже во второй раз. Представитель Смоленской областной организации Союза фотохудожников Игорь Чернов благодарен за возможность показать свои работы и посмотреть на других.
Орловчане только в этом году присоединились к брянскому проекту. Андрей Сучков, участник более двухсот выставок и фотосалонов, несмотря на весь свой экспозиционный опыт, немного растерялся. Такого внимания и трепетного отношения к гостям не ожидал. Сотрудники художественного музея взяли на себя всю подготовительную работу, вплоть до мелочей — этикеток в фото. Андрей по достоинству оценил и работы коллег: натюрморты Н. Кулдашевой из Брянска, портреты в стиле ню — смолян.
— Выставка очень интересная и разнообразная — и по жанрам, и по стилям. Радует обилие реалистических снимков, без фотошопа. Советская классическая школа превалирует, - отметил он и заявил, что наметившее сотрудничество будет расширяться. — Есть много работ, много идей, в том числе по организации обменных и блиц-выставок.
Леонид Калантачук, фотограф по жизни, как он сам себя называет, приехать из Молдавии не смог. Зато прислал серию черно-белых женских портретов — завораживающих своей красотой. Женщины — его слабость. «Работая в студии или на пленэре, не перестаю удивляться, насколько богат и загадочен образ женщины, - признается он. — Я черпаю потоки новой энергии, раскрывая ее тайну».
Владимир Бочковский и Андрей Устинович из Крыма тоже участвуют в выставке заочно. Вместе с фото они передали нам свой привет из лучезарной Тавриды. На пейзажах, согретых солнцем, - горы, закутанные в туманный флер, изумруд террас, спускающихся от вершин уступом, золото пляжей, море в ажурных кружевах пены, небо в пышном уборе из белых перьев облаков. Благословенная земля...
Олег Гончаров из Донецка на брянской выставке новичок. Его фотографии — документальное свидетельство очевидца рождения Русской весны 2014 года. Это — хроника борьбы жителей Донбасса за свои права: от первых митингов в защиту русского языка и строительства баррикад до выставки сгоревшей в августовских «котлах» украинской бронетехники. «Если суждено жить во время перемен, — считает он, — то эти перемены стоит запечатлеть, чтобы не было мучительно больно, вспоминая упущенную возможность остановить мгновения». И надо отдать ему должное: в каждом кадре звенит туго натянутый нерв времени.
Философски осмысливает жизнь В. Колесник из Гомеля. Его интересуют не внешние проявления человеческой натуры, а состояние духа. Теплым светом веет от его работ «Гефси-манский скит», «Красная суббота». Они отражение его размышлений о Божьем промысле в нашей судьбе, построение храма веры в каждой душе. В. Цурканов из Смоленска тоже неравнодушен к вопросам духовности и православия. На его пейзажах седые древние стены церквей и кремля — твердыни духа, защищавшие не раз русскую землю. Простор наполнен покоем русских равнин.
На охоту за «мимолетно-стями бытия» отправились Е. Федотовская, В. Сухо-дольский и В. Чистик. К своему делу они подошли с известной долей иронии, запечатлев довольно забавные и курьезные моменты.
Повеселил известный брянский художник и фотограф В. Хроменков.
Его цикл «Из жизни луковиц» полон аллегорий и метафор. Автор очеловечил своих «героев», интерпретировав в сюжетах наши взаимоотношения, а также хорошо узнаваемые житейские ситуации. Оригинальный эксперимент с овощами многим пришелся по вкусу.
Почти исчезает грань между фотографией и изо-искусством на картинах Н. Кулдашевой (натюрморты будто написаны маслом), и Н. Книжнико-вой (ее «Снежная маска» так изящна, что напоминает графический эскиз, а живые ландыши на натюрморте тают в нежной акварели). В. Безгрешное, словно кубисты, смело искривляет форму и пространство в своем «Натюрморте с шарами». И. Чернов тоже отдает дань авангарду — и в женских портретах, и в натюрмортах («Coda. Судьба музыканта» и «Ветка сливы»), которые отражают тонкую биохимию творческого процесса.
Представлены в экспозиции и довольно редкие анималистические работы. Г. Дубино из Смоленска создал галерею портретов животных в естественной среде.
С инициативой собрать вместе столь разных и талантливых авторов выступил руководитель Брянского областного отделения творческого союза «Фотоискусство» Владимир Безгрешное. Директор художественного музея Елена Клюева с коллегами этот интересный проект с удовольствием поддержала. Он был запущен в кратчайшие сроки. «Замечательный опыт и для нас, и для города», - призналась она на открытии выставки, собравшей не только любителей фотоискусства.
Ирина МАРЧЕНКОВА.