Александр Пересвет Брянщина
ПЕРЕСВЕТ
Седой туман над полем тает, Просвечивая даль и ширь.... На поединок выкликает От тёмной рати богатырь.
Он ездит, грозный и кудлатый, Блестит копьём наперевес. А ты свои снимаешь латы Под светлой правдою небес.
И шлем с кольчугою петельной... Из всех защит на смертный бой С тобою только крест нательный. Господь с тобой. Господь с тобой!
Вот съехались на лучный выстрел. Копытят кони прах земли. По гриве шёлково-волнистой Погладил: ну, Сивко, пошли...
Не оступись, мой конь надёжный! В разбеге не жалей копыт. Вослед с тревогой и надеждой Рать напряжённая глядит.
Да будет светел свет во мраке! И будет вдовий плач впричёт. Я весь в стремительной атаке: Вот вражья грудь! Своя - не в счёт..
А. Корнеев
Самый великий Брянский герой. Неизвестно, когда родился. Неизвестно, сколько лет ему было, когда погиб. Известно только день гибели, день подвига Александра Пересвета – 8 сентября 1380 года. День Куликовской битвы.
Накануне московский князь Дмитрий, будущий Донской, приехал к Сергию Радонежскому просить благословения. Сергий дал князю двух помощников – монахов Ослабю и бывшего брянского боярина Александра Пересвета, так как «сим бо суть ведомы всем ратницы велиции и богатыри крепции и смыслёны к воинскому делу и наряду».
Сергий на себя принял грех, дозволив монахам взять в руки оружие. В схиме и без шелома – именно таким должен бы выглядеть памятник Пересвету на Покровской горе в Брянске. Он не на битву, он – на смерть шёл.
Когда два войска изготовились к битве у Непрядвы, татарский богатырь Челубей проскакал вдоль русской рати «зело страшен». Спрашивал: «Кто выйдет?». И горько отмечает летопись, что «не идяше никтоша».
Тогда Пересвет осенил себя святым крестом. Получил отпущение грехов у духовного отца. И выехал из строя. Далее по летописи: «Схватились крепко, с такой силой и громом, что земля задрожала, и упали на землю замертво, и обоим пришёл конец».
Александр Пересвет
После битвы Дмитрий Донской распорядился отправить тела Пересвета и других героев в Москву для погребения, «чтобы воины и народы, взглядывая часто на их могилы, воспламенялись духом доблести».
В 1794 году при Екатерине II поставили над могилами надгробия. В 1870 году отлили памятник, но в 30 –е годы при Сталине памятник переплавили и на этом месте завод сделали. Теперь давний грех исправлен. Святые могилы можно снова увидеть.
Александр Пересвет
Неотделим от истории Брянщины герой Куликовской битвы Александр Пересвет.
Основным источником сведений об Александре Пересвете являются краткие и пространные редакции Задонщины, «Сказание о Мамаевом побоище», дошедшее до нас в восьми основных редакциях, сохранившихся более чем в 150 списках, из ко-
торых особенной торжественностью и назидательным смыслом
отличаются девять лицевых списков «Сказания», а также «Жи-
тие Сергия Радонежского» в рукописных и лицевых списках.
«Задонщина» сохранлась в шести списках. В Краткой ре-
дакции "Задонщины" по Кирилло-Белозерскому списку (70-80
гг. XV в.) о Пересвете и Ослябе говорится: «Хоробрый Пере-
свет поскакиваеть на своемь вещемь сивце, свистом поля пере-
городи, а ркучи таково слово: «Лучше бы есмя сами на свои ме-
чи наверглися, нежели нам от поганых положеным пасти». И
рече Ослебя брату своему Пересвету: «Уже, брате, вижю раны
на сердци твоимь тяжки. Уже твоеи главе пасти на сырую зем-
лю, на белую ковылу – моему чаду Иякову. Уже, брате, пастуси
не кличють, ни трубы не трубять, только часто ворони грають,
зогзици кокують, на трупы падаючи».
В более поздних списках, например, Ундольском (XVII
в.) к образу Пересвета прибавляются новые подробности: «Пе-
ресвета чернеца бряньского боярина на суженое место привели.
И рече Пересвет чернец великому князю Дмитрию Ивановичи:
«Лутчи бы нам потятым быть, нежели полоненым от поганых. татар». Тако бо Пересвет поскакивает на своем добром коне, а
злаченым доспехом посвельчивает».
В самых ранних источниках Пересвет предстает как
знатный воин, «поскакивающий» на резвом коне и поблески-
вающий доспехами, затем он упоминается, как инок, и в наибо-
лее полной редакции «Сказаний» перед нами предстает схимо-
нах Александр Пересвет, бывший брянский боярин, посланный
на битву молитвенником за землю Русскую Преподобным Сер-
гием Радонежским в войско князя Дмитрия Ивановича Москов-
ского, сразившийся с татарским богатырем Челубеем и павшим
на поле боя от копья противника.
Соответственно текстам образ Пересвета прочно вошел в
миниатюры лицевых списков, где поединок Пересвета и Челу-
бея занимает одно из главных мест.