БРЯНСКАЯ ДИСТАНЦИЯ ПУТИ №51 Володарский район города Брянска
Чтобы поезда ходили по расписанию, одних локомотивов недостаточно. В первую очередь необходим надежный железнодорожный путь.
Путевое хозяйство, как и в целом железнодорожный транспорт, за годы своего существования претерпело немало преобразований.
Ветераны помнят, как на уборке снега со станции Брянск-I в 1930 году вместо ручного труда впервые использовались конные волокуши. Доставка рабочих на перегоны производилась съемными дрезинами с платформой.
По 30 и более лет посвятили дистанции пути Я. И. Амелин, М. Ф. Голиков, П. К. Левченкова, А. В. Давыдкин, Н. К. Салиев...
С 1936 года работал начальником Брянск-Орловский дистанции пути М. П. Захарченко. Когда Брянск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, перед его глазами встала ужасная картина разрушений. Там, где когда-то блестели стальные нити путей, были сплошные воронки от бомб и снарядов, виднелись искореженные рельсы, поломанные шпалы. Пришлось Михаилу Пименовичу вместе с коллективом заново возрождать путевое хозяйство, вновь создавать базу дистанции. И его деятельность получила высокую оценку: он награжден орденами Ленина и "Знак Почета", медалями, удостоен звания "Почетный железнодорожник".
Много сил и энергии отдали на восстановление разрушенного, дальнейшее развитие пути В. П. Бычков, И. М. Матвеев, Я. И. Кочетов, А. И. Жирной, М. И. Колесников, Д. В. Федак, А. В. Моисеев, Л. К. Пискун, М. Я. Полянская...
Первая послевоенная пятилетка запомнилась брянским путейцам тем, что на отдельных участках дистанции пути стали укладываться более мощные рельсы типа Р-50, ас 1951 года — Р-65.
В 1953 году коллектив дистанции возглавил бывший фронтовик, игокенер-майор пути и строительства Г. Д. Стужнев. Пройдя фронтовую закалку, он после окончания Московского института инженеров транспорта получил назначение в Брянск. Им было сделано очень многое для развития дистанции пути.
На железных дорогах происходит реорганизация. Они укрупняются. Расширяются и границы обслуживания Брянск-Орловской дистанции пути. С переходом в 1961 году Брянского отделения в Московскую железную дорогу меняет свое название и дистанция пути. Она стала именоваться "Брянская дистанция пути №51".
В эти годы фронт работ перед путейцами значительно расширяется. Они ведут электрификацию железнодорожного участка Брянск—ЖуковКа, развертывают большое строительство базы комплектующих материалов верхнего строения пути, депо для путевых машин, сооружают жилье.
Дистанция пути пополняется высокопроизводительными машинами ВПР-1200, ВПРС-500. Они позволяют значительно механизировать путевые работы. Десятки стрелочных переводов оборудуются электрическим обогревом.
В этом заслуга всего коллектива, но велик и личный вклад нового руководителя дистанции А. П. Утюжа.
Придя на должность начальника дистанции пути, Алексей Павлович имел уже большой опыт работы, занимая ответственные должности в Брянском отделении железной дороги. Он был не только хорошим организатором, но и необычайно творческим человеком. Он разработал и внедрил до семидесяти рационализаторских предложений. Автор трех изобретений: "Тупая крестовина двойного стрелочного перевода", "Электропроводящее стыковое соединение", "Льдоскалывающее устройство". Он удостоен почетного звания "Заслуженный рационализатор РСФСР".
Журнал "Путь и путевое хозяйство" отмечал: "Утюж — из тех руководителей, которых называют одержимыми". Они увлечены производством, й все же на первом месте — человек, забота о людях труда, об их быте, об их детях. Это по инициативе Утюжа был создан музей дистанции пути, где ведетеся рассказ о её истории, ветеранах, путейцах-фронтовиках, о социально-бытовом строительстве, об организации досуга.
Из цифр, приведенных на стендах музея, видно, что путейцы умели не только хорошо трудиться, но и отдыхать. За 1945-1960 годы провели отпуска в санаториях, домах отдыха, турпоездках около трехсот человек, а в 1970-1985 — уже 660. Сотни детей побывали в пионерском лагере "Синезерки".
Рассказано здесь и о войнах-железнодорожниках, принимавших участие в восстановлении путевого хозяйства на Брянске-I, о строительстве вторых путей дороги Москва—Брянск—Киев солдатами и офицерами второго железнодорожного корпуса.
Хочется назвать ещё и имя человека, который очень активно участвует в жизни дистанций. Это Виталий Васильевич Горбачев, многие годы возглавлявший профсоюзный комитет. Будучи сам в прошлом производственником, он Хорошо знает нужды людей. И немало делает, чтобы скрасить их быт, досуг, труд.
Умело, творчески руководит дистанцией пути нынешний начальник А. Ы. Стальмахов. У него богатый жизненный путь, опыт руководящей работы. Александр Николаевич удостоен звания ''Почетный железнодорожник", награжден орденом Дружбы народов. Многое делается им для того, чтобы усилить мощность пути, продлить сроки службы материалам верхнего строения пути, по внедрению новой технологии облегчающей труд.
Человек он мыслящий, творческий. Им написаны книги "Путь и ресурсосбережение", "Карсты", "Путь и радиация". Брянцы знают его и как литератора, автора нескольких художественных и ро из ведений.
Сегодня Брянская дистанция пути — одна из крупнейших на дороге. У неё славные традиции, накоплен богатый опыт, знающие дело кадры.
Орденом Трудовой Славы всех трех степеней награждена В. А. Стененкова; ордена Трудового Красного Знамени и звания "Заслуженный работник транспорта" удостоена Н. К. Стифутенкоза, ордена "Знак Почета" — В. Т. Варсеев, А. И. Ванинский. В дистанции выросли целые династии опытных путейцев: семьи Пановых, Шкодиновых, Горбачевых.
Если в 1967 году развернутая длина путей дистанции составляла 237 километров, то ныне — более четырехсот. Удвоилось количество стрелочных переводов. В 55 раз возрос бесстыковой путь. На смену деревянным шпалам пришли железобетонные.
На дистанции резко возросла мощность верхнего строения пути. Если в 1945 году средний вес одного погонного метра главного пути был чуть больше 39 килограммов, то ныне — уже свыше шестидесяти. Значительно выросла укладка щебеночного балласта. А количество работающих сократилась.
Механизация путевых работ, техническая оснащенность путейцев выросла во много раз. Однако их труд по-прежнему остается одним из самых тяжелых. В жару и холод, в дождь и пургу они обеспечивают надежный путь поездам.