Страница51

БРЯНСКАЯ ДИСТАНЦИЯ ПУТИ №51 Володарский район города Брянска

Чтобы поезда ходили по расписанию, одних локомотивов недо­статочно. В первую очередь необходим надежный железнодорож­ный путь.

Путевое хозяйство, как и в целом железнодорожный транс­порт, за годы своего существования претерпело немало преобразо­ваний.

Ветераны помнят, как на уборке снега со станции Брянск-I в 1930 году вместо ручного труда впервые использовались конные волокуши. Доставка рабочих на перегоны производилась съемны­ми дрезинами с платформой.

По 30 и более лет посвятили дистанции пути Я. И. Амелин, М. Ф. Голиков, П. К. Левченкова, А. В. Давыдкин, Н. К. Салиев...

С 1936 года работал начальником Брянск-Орловский дистан­ции пути М. П. Захарченко. Когда Брянск был освобожден от не­мецко-фашистских захватчиков, перед его глазами встала ужасная картина разрушений. Там, где когда-то блестели стальные нити путей, были сплошные воронки от бомб и снарядов, виднелись ис­кореженные рельсы, поломанные шпалы. Пришлось Михаилу Пи­меновичу вместе с коллективом заново возрождать путевое хозяй­ство, вновь создавать базу дистанции. И его деятельность получи­ла высокую оценку: он награжден орденами Ленина и "Знак Поче­та", медалями, удостоен звания "Почетный железнодорожник".

Много сил и энергии отдали на восстановление разрушенного, дальнейшее развитие пути В. П. Бычков, И. М. Матвеев, Я. И. Ко­четов, А. И. Жирной, М. И. Колесников, Д. В. Федак, А. В. Мои­сеев, Л. К. Пискун, М. Я. Полянская...

Первая послевоенная пятилетка запомнилась брянским путей­цам тем, что на отдельных участках дистанции пути стали укла­дываться более мощные рельсы типа Р-50, ас 1951 года — Р-65.

В 1953 году коллектив дистанции возглавил бывший фронто­вик, игокенер-майор пути и строительства Г. Д. Стужнев. Пройдя фронтовую закалку, он после окончания Московского института инженеров транспорта получил назначение в Брянск. Им было сделано очень многое для развития дистанции пути.

На железных дорогах происходит реорганизация. Они укруп­няются. Расширяются и границы обслуживания Брянск-Орлов­ской дистанции пути. С переходом в 1961 году Брянского отделе­ния в Московскую железную дорогу меняет свое название и дис­танция пути. Она стала именоваться "Брянская дистанция пути №51".

В эти годы фронт работ перед путейцами значительно расши­ряется. Они ведут электрификацию железнодорожного участка Брянск—ЖуковКа, развертывают большое строительство базы комплектующих материалов верхнего строения пути, депо для пу­тевых машин, сооружают жилье.

Дистанция пути пополняется высокопроизводительными ма­шинами ВПР-1200, ВПРС-500. Они позволяют значительно меха­низировать путевые работы. Десятки стрелочных переводов обору­дуются электрическим обогревом.

В этом заслуга всего коллектива, но велик и личный вклад но­вого руководителя дистанции А. П. Утюжа.

Придя на должность начальника дистанции пути, Алексей Павлович имел уже большой опыт работы, занимая ответственные должности в Брянском отделении железной дороги. Он был не только хорошим организатором, но и необычайно творческим че­ловеком. Он разработал и внедрил до семидесяти рационализаторских предложений. Автор трех изобретений: "Тупая крестовина двойного стрелочного перевода", "Электропроводящее стыковое со­единение", "Льдоскалывающее устройство". Он удостоен почетного звания "Заслуженный рационализатор РСФСР".

Журнал "Путь и путевое хозяйство" отмечал: "Утюж из тех руководителей, которых называют одержимыми". Они увле­чены производством, й все же на первом месте — человек, забота о людях труда, об их быте, об их детях. Это по инициативе Утюжа был создан музей дистанции пути, где ведетеся рассказ о её исто­рии, ветеранах, путейцах-фронтовиках, о социально-бытовом стро­ительстве, об организации досуга.

Из цифр, приведенных на стендах музея, видно, что путейцы умели не только хорошо трудиться, но и отдыхать. За 1945-1960 годы провели отпуска в санаториях, домах отдыха, турпоездках около трехсот человек, а в 1970-1985 — уже 660. Сотни детей по­бывали в пионерском лагере "Синезерки".

Рассказано здесь и о войнах-железнодорожниках, принимав­ших участие в восстановлении путевого хозяйства на Брянске-I, о строительстве вторых путей дороги Москва—Брянск—Киев солда­тами и офицерами второго железнодорожного корпуса.

Хочется назвать ещё и имя человека, который очень активно участвует в жизни дистанций. Это Виталий Васильевич Горбачев, многие годы возглавлявший профсоюзный комитет. Будучи сам в прошлом производственником, он Хорошо знает нужды людей. И немало делает, чтобы скрасить их быт, досуг, труд.

Умело, творчески руководит дистанцией пути нынешний на­чальник А. Ы. Стальмахов. У него богатый жизненный путь, опыт руководящей работы. Александр Николаевич удостоен звания ''По­четный железнодорожник", награжден орденом Дружбы народов. Многое делается им для того, чтобы усилить мощность пути, про­длить сроки службы материалам верхнего строения пути, по внед­рению новой технологии облегчающей труд.

Человек он мыслящий, творческий. Им написаны книги "Путь и ресурсосбережение", "Карсты", "Путь и радиация". Брянцы знают его и как литератора, автора нескольких художественных и ро из ведений.

Сегодня Брянская дистанция пути — одна из крупнейших на дороге. У неё славные традиции, накоплен богатый опыт, знающие дело кадры.

Орденом Трудовой Славы всех трех степеней награждена В. А. Стененкова; ордена Трудового Красного Знамени и звания "Заслу­женный работник транспорта" удостоена Н. К. Стифутенкоза, ор­дена "Знак Почета" — В. Т. Варсеев, А. И. Ванинский. В дистанции выросли целые династии опытных путейцев: семьи Пановых, Шкодиновых, Горбачевых.

Если в 1967 году развернутая длина путей дистанции составля­ла 237 километров, то ныне — более четырехсот. Удвоилось коли­чество стрелочных переводов. В 55 раз возрос бесстыковой путь. На смену деревянным шпалам пришли железобетонные.

На дистанции резко возросла мощность верхнего строения пути. Если в 1945 году средний вес одного погонного метра глав­ного пути был чуть больше 39 килограммов, то ныне — уже свыше шестидесяти. Значительно выросла укладка щебеночного балласта. А количество работающих сократилась.

Механизация путевых работ, техническая оснащенность путей­цев выросла во много раз. Однако их труд по-прежнему остается одним из самых тяжелых. В жару и холод, в дождь и пургу они обеспечивают надежный путь поездам.