Страница4

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

История Брянской областной Думы четвертого созыва заслуживает особого внимания в исследовании. На наш взгляд, это связано, в основе своей, с историческим контекстом ее функционирования в политическом пространстве Брянщины. В общем плане этот контекст предполагал смену политических элит региона, их радикальное обновление в период с 2003 по 2006 год. Основной осью данного процесса стали взаимоотношения между двумя центрами политических сил – «Патриотической Брянщины» (КПРФ и иные объединения) и формирующейся партией «Единая Россия». В личностном аспекте эта ось была персонифицирована двумя политиками – Ю.Е.Лодкиным (глава Администрации области) и Н.В.Дениным (депутат Брянской областной Думы, лидер партии «ЕР» в регионе). Противостояние этих сил в последующем во-многом определило содержание деятельности областной Думы четвертого созыва, характер ее внутренних противоречий и конфликтов.

Выборы в Брянскую областную Думу четвертого созыва были назначены на 5 декабря 2004 года. На этот раз уже действовал 5-ти процентный заградительный барьер, а проходили они, в отличие от прошлых лет, уже по смешанной системе (30 депутатов избирались по одномандатным округам, а 30 – от списков избирательных объединений). Всего в этой кампании принимали участие 9 избирательных объединений и блоков. (Позже один из участников – блок «За достойную жизнь» - был снят с регистрации из-за большого количества отсева кандидатов в его списке). По спискам избирательных объединений было выдвинуто 187 кандидатов, а по 25 одномандатным округам – 165 [2, с. 14-31, 94-104, 105-169].

Анализ той избирательной кампании показывает, что внимание к своей предвыборной программатике проявили далеко не все участники. Наиболее обстоятельной она оказалась у таких объединений, как «КПРФ, Аграрная партия России – За Победу!» (см. «Брянская учительская газета». 2004. 19 нояб. С.18; 26 нояб. С.18); блок «За Родину! За справедливость!» (см. «Наш город». 2004. 25 нояб. С. 11); партия «Единая Россия» (см. «Брянский перекресток». 2004. 24 нояб. С.12); ЛДПР (см. «Либеральный вестник». Брянск. 2004. 26 нояб. С.4); блок «За возрождение Брянщины» (см. «Брянское время». 2004. 24 - 30 июня. С. 6; 11). Избирательные объединения были обязаны размещать тексты своих программ в печатных СМИ региона.

В итоге избирательной кампании в областную Думу было избрано 56 депутатов. В 4-х округах выборы были признаны не состоявшимися, поскольку большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов (1 округ – в Бежицком и 2 – в Советском районе Брянска, 1 – в Брянском районе). Довыборы в областную Думу по этим четырем округам проходили 24 апреля 2005 года, в результате которых депутатами стали еще 4 кандидата.

По итогам выборов 5-го декабря в областную Думу по спискам избирательных объединений более всего - 14 депутатов (34,19 процентов голосов избирателей от общего числа участвовавших в голосовании) - было избрано от партии «Единая Россия». От блока «КПРФ, Аграрная партия России – За Победу!» - 8 депутатов (18,57 процентов голосов). «Союз правых сил» получил 3 мандата (8,30 процентов голосов). От блока «За Родину! За справедливость!» были избраны 3 депутата (7,90 процентов голосов), а от партии «Родина» - 2 депутата (ею было получено 6,05 процентов голосов избирателей) [4, с. 4; 5, с. 7].

Не смогли преодолеть 5-ти процентный барьер блок «За возрождение Брянщины» (4,92 процента голосов), ЛДПР (2,58 процентов), «Партия возрождения России» (1,90 процентов голосов). На этих выборах потерпели поражение известные политические деятели региона (П.П.Рогонов, А.М.Семернев, В.И.Шандыбин и иные). Произошло переизбрание в Думу большой группы депутатов из ее второго созыва (А.И.Галькевич, Д.К.Ковалев, С.А.Куринная, М.А.Подобедов, В.А.Кравченко и другие), из третьего созыва (Н.Д.Руденок, А.П.Бугаев, Г.С.Абушенко, Л.К.Комогорцева, Ю.П.Петрухин, В.И.Польской, А.П.Политыкин, С.Г.Ковалев, В.А.Кравченко и другие). В ее состав вошли и депутаты, которые избирались в 1994 году в Думу первого созыва (С.Н.Понасов, С.Г.Ковалев, В.Ф.Федоров). Был характерен также приход в областную Думу многих представителей регионального бизнеса (В.А.Артамонов, П.А.Адасиков, И.В.Розанов, И.Н.Крутик и другие). Ряд депутатов (А.Н.Теребунов, В.А.Малашенко, В.С.Ющенко) вскоре перешел на работу в областную администрацию. Выше мы заметили, что именно в областной Думе данного созыва уже отчетливо наблюдается происходившее в 2003-2006 гг. глубокое обновление правящей элиты в Брянской области, приход в нее многих новых лиц, что в итоге привнесло в областной парламент большой потенциал разнообразия и энергетики.

Первое (организационное) заседание Думы четвертого созыва состоялось 28 и 30 декабря 2005 года. Председателем областного парламента стал В.И.Гайдуков, а его заместителями - С.Н.Понасов (первый заместитель), М.А.Подобедов, А.П.Бугаев и С.И.Артюхов [9, с. 1, 5]. Были сформированы 10 постоянных комитетов и избраны их председатели:

по бюджетной политике – депутат В.В.Васекин («Единая Россия»);

по экономической политике и развитию предпринимательства – О.С.Носов («Союз правых сил»);

по социальной политике – А.И.Галькевич (КПРФ);

комитет по промышленности, строительству, транспорту и связи – Г.С.Абушенко («Российская партия жизни»);

комитет по законодательству – В.Ф.Федоров («За Родину! За справедливость!»);

комитет по вопросам Чернобыля и чрезвычайным ситуациям – С.Г.Ковалев (КПРФ);

комитет по экологии и природопользованию – Л.К.Комогорцева;

комитет по образованию, науке и массовой информации – А.П.Политыкин (КПРФ);

комитет по аграрным вопросам – В.И.Польской (КПРФ);

комитет по культуре, спорту, делам молодежи и связям с общественными объединениями – И.А.Кириченко («Родина»).

Данное распределение не отвечало пропорциям внутрипартийной структуры Думы, и в последующем оно было радикально изменено.

Для областной Думы четвертого созыва было характерно изначальное наличие четырех депутатских фракций. (В строгом смысле слова фракционность сложилась лишь в областной Думе именно этого - четвертого созыва, - когда областной парламент был сформирован на основе многопартийности – В.Г.). Некоторые из них (коммунисты, аграрии и социал-демократы) в начале работы сумели даже создать неформальное временное тактическое объединение, позволившее им овладеть рядом руководящих должностей при их первоначальном распределении.

В феврале-марте 2005 года в Думе были официально зарегистрированы следующие депутатские фракции:

«Единая Россия» - 23 депутата (руководитель фракции – М.А.Подобедов);

«КПРФ, Аграрная партия России – За Победу!» - 11 депутатов (руководитель - В.А.Кравченко);

Социал-демократическая фракция – 7 депутатов (руководитель - Н.Д.Руденок);

«Союз правых сил» - 3 депутата (руководитель - И.Е.Панкратов).

Всего во фракции вступили 44 депутата из 55 по списку (к тому времени ряд депутатов перешел на работу в органы исполнительной власти, и в 2005 году имели место довыборы в Думу. – В.Г.) [3, с. 2]. От партии «Родина» фракция была образована в октябре 2006 года (ее возглавил И.А.Кириченко), а в марте 2007 года она обрела иное название: «Справедливая Россия - Родина» (руководитель – Ю.П.Петрухин) в количестве 5 депутатов. Очевидно, что фракционная структура отражала достаточно широкий спектр партийно-политического пространства Брянщины на тот период времени.

Во фракции вошли также многие из депутатов, избранных по одномандатным округам. Со временем в персональном составе фракций происходили изменения – в основном, за счет перехода депутатов во «фракцию большинства» (от партии «Единая Россия»), что в последующем существенно изменило расстановку политических сил в Думе. Менялось также и количество самих фракций. Так, к концу 2007 года их осталось уже три: «Единая Россия» (М.А.Подобедов), «За справедливость!» (Е.П.Зеленко), «КПРФ, Аграрная партия России - За Победу!» (В.А.Кравченко). В декабре 2008 года вместо фракции «За справедливость!» образовалась фракция «За Родину! За справедливость!» (В.Г.Горбачев). Фракционность – одно из самых заметных проявлений своеобразия Думы четвертого созыва.

В 2006 году произошло радикальное изменение соотношения сил в пользу фракции от партии «Единая Россия». Механизмом осуществления этого стали инициированные данной фракцией изменения в Регламенте областной Думы, которые позволили принимать кадровые решения (в отношении председателей постоянных комитетов, председателя Думы и его заместителей) простым большинством голосов (половина плюс один голос), а не двумя третями (квалифицированное большинство), как это было до сих пор. Эти изменения, инициированные на заседании 29 июня, были окончательно утверждены 27 июля того года [8, с. 1; 11, с. 3]. На их основе в последующем произошли такие кадровые перестановки, которые в итоге практически полностью отстранили ряд фракций от обладания руководящими должностями в Думе. (К июлю 2006 года во фракции «ЕР» был уже 31 депутат, т.е. более половины от их общего числа. – В.Г.).

В 2007 году фракция «Единой России» овладела всеми руководящими должностями в областной Думе. В этих целях была осуществлена также и реорганизация структуры Думы, повлекшая разного рода изменения постоянных комитетов (смена их названий, объединения комитетов, создание новых структур и т.п.) и, соответственно, избрание новых их руководителей, которыми становились депутаты от фракции «ЕР». К концу срока полномочий Думы четвертого созыва во фракции от партии «ЕР» был уже 41 депутат, т.е. абсолютное большинство депутатского корпуса.

Таким образом, партия «Единая Россия» путем определенных нормативных и структурных изменений в областной Думе еще более упрочила свои позиции. Но, на наш взгляд, сам областной парламент в силу этого вовсе не улучшил качество своей работы. Напротив, в этой работе стали все более частыми случаи игнорирования мнения оппозиции, поспешного и некритического рассмотрения ряда важных законопроектов или же их блокирования депутатским большинством, нарушения норм думского Регламента и иное, что в итоге понижало качество работы парламента. Через Думу областная администрация нередко стала проводить законопроекты и решения нормативного, финансового, кадрового и иного характера, вызывавшие несогласие у многих депутатов. По сути дела, Дума стала превращаться в «однополярный» политический институт, подконтрольный Губернатору (Н.В.Денин) и сильно зависимый от областной администрации.

В целом же, на наш взгляд, произошедшие в 2006 и в последующие годы организационные и кадровые изменения в Брянской областной Думе свидетельствовали о значительно большем: в регионе вновь стала утверждаться практика политического доминирования. На этот раз от «Патриотической Брянщины» (КПРФ и др.) властная монополия стала переходить к «Единой России». Данный процесс выражал те тенденции, которые в целом были характерны для политической системы российского общества.

Местные политики и эксперты по-разному оценивали данные события в Думе. Кто-то увидел в этом проявление некоей справедливости (крупнейшая партия якобы должна доминировать и в парламенте) и укрепление позиций действующего Губернатора. Кто-то – нарушение сложившегося равновесия в Думе и далеко идущие последствия для развития регионального парламентаризма, симптом претензий «Единой России» на абсолютную власть в регионе [7, с. 2, 3, 13; 12, с. 4].

На наш взгляд, именно межфракционные отношения стали основным источником внутренней конфликтности в областной Думе четвертого созыва. Но эта конфликтность все же способствовала динамичному, поступательному развитию парламента, хотя и создавала определенную напряженность и непредсказуемость в его работе. В этом смысле Дума четвертого созыва вполне приблизилась к «нормальному» парламентаризму, который конфликтен по природе своей в силу внутренней партийной неоднородности. Забегая вперед, заметим, что в последующем (в работе Думы 5-го и 6-го созыва) именно этой конфликтности явно недоставало, и это лишало областной парламент внутренней динамики, не способствовало межфракционному диалогу.

В феврале-марте 2007 года в областной Думе имела место активная дискуссия по вопросу о принципах ее формирования в перспективе (каким должен быть ее количественный состав? как его избирать? И т.п.). Депутатами предлагались различные модели формирования Думы. Высказывалось даже мнение (депутат М.А.Подобедов. – В.Г.) самораспуститься и провести в декабре текущего года совмещенные (с избранием депутатов Госдумы) выборы нового состава областной Думы, чтобы «запустить» новую модель ее формирования и улучшить тем самым качество депутатского корпуса [1, с. 4]. В июне 2007 года Дума приняла решение о так называемой реорганизации своей структуры. Некоторые комитеты были объединены, а полномочия других уточнены, в результате чего осталось 8 комитетов. Был создан комитет по вопросам местного самоуправления (его возглавил И.А.Кириченко). К октябрю преобразования структуры Думы были завершены.

Большое внимание Дума четвертого созыва уделяла нормативному обеспечению формирования в регионе системы муниципальной власти в связи с начавшейся в 2006 году реформой этого уровня власти в рамках федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с этим следует отметить очень активную работу комитета по законодательству, который возглавлял В.Ф.Федоров. Этот комитет очень многое сделал для нормативного обеспечения становления муниципальной власти в Брянской области, определения ее полномочий и сфер ответственности, форм организации и механизмов функционирования. С его участием была образована Ассоциация «Совет муниципальных образований Брянской области». 26 октября 2006 года в Москве состоялось совещание депутатов законодательных собраний регионов Центрального федерального округа России, на котором опыт осуществления муниципальной реформы в Брянской области был представлен в форме доклада [6, с. 10].

В практику работы регионального парламента широко вошли депутатские слушания по актуальным проблемам жизни Брянской области. Новизной стали также ежегодные послания Губернатора Брянской области депутатам Думы, первое из которых состоялось 28 апреля 2005 года и было посвящено теме качества региональной власти и совершенствования ее деятельности. В ноябре 2005 года вышел в свет первый номер газеты «Вестник Брянской областной Думы», в котором подробно освещалась деятельность парламента.

Депутаты активно участвовали в разработке Стратегии социально-экономического развития Брянской области на период до 2020 года, приняв соответствующую областную программу. Большое внимание уделялось нормативному обеспечению реализации в регионе приоритетных национальных проектов (в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства и строительства жилья). Депутаты выступили с инициативой к федеральной власти отнести к числу таких проектов и сферу культуры.

В период работы четвертого созыва произошел поворот областной власти к проблемам научного обеспечения развития экономики региона. Так, 20 октября 2005 года в Думе состоялись депутатские слушания «Об исполнении закона Брянской области «О научной деятельности и региональной научно-технической политике в Брянской области». 31 января 2007 года прошли депутатские слушания «Актуальные проблемы формирования на Брянщине экономики инновационного типа», а в последующем началась и разработка регионального инновационного законодательства. Результатами этих и иных инициатив стали, в частности, создание в областной администрации Комитета по науке, образование Совета по науке и научной деятельности при Губернаторе области, утверждение областной целевой программы «Развитие научной деятельности в Брянской области (2008-2011 гг.)». 19 декабря 2007 года Дума своим постановлением учредила почетное звание «Заслуженный ученый Брянской области».

26 февраля 2009 года состоялась последнее, 56-е по счету, заседание Брянской областной Думы четвертого созыва. При подведении итогов ее работы отмечалось, что Дума приняла более 569 законов (из них 208 – первичные, базовые). Из общего числа принятых базовых законов 153 были внесены по инициативе Губернатора, 25 – депутатами областной Думы, а 14 – ее постоянными комитетами. Принято 2.065 постановлений, 66 обращений к органам государственной власти РФ. В Федеральное Собрание страны было направлено для рассмотрения 25 законодательных инициатив. Профильными комитетами Думы рассмотрены 3.472 проекта федеральных законов и 2.936 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации [10, с. 6]. Следует заметить, что количественные показатели работы Думы четвертого созыва – самые высокие за 20 лет существования областного парламента (1994-2014 гг. – В.Г.). Депутатами четвертого созыва были разработаны такие важные законы, как «Об охране окружающей среды в Брянской области», «О депутатском расследовании», «Об общественной палате Брянской области», «Об инновационной деятельности в Брянской области», «О науке, научной и научно-технической деятельности в Брянской области», «О запрете на территории Брянской области деятельности по организации и проведению азартных игр», «О розничных рынках Брянской области», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области», «О благотворительной деятельности в Брянской области», «О праздниках и памятных датах Брянской области» и иные.

Следует заметить, что именно в Думе данного созыва принимаемые законы стали проходить по-настоящему «партийную экспертизу», т.е. они подвергались оценке и анализу депутатских фракций, проходили в дальнейшем соответствующую процедуру голосования. Проекты некоторых законов (например, областной закон «О депутатском расследовании») вызывали острые дискуссии на рабочих группах, заседаниях профильных комитетов и сессиях Думы, подвергались детальной переработке. По сути дела, законотворческий процесс осуществлялся в условиях постоянной межпартийной конкуренции, как это и должно быть в практике парламентаризма.

Дума четвертого созыва осуществляла партнерские взаимодействия со своими коллегами из других регионов страны. Были подписаны соглашения о сотрудничестве с Орловским Советом народных депутатов, с Государственным Советом Удмуртской республики.

Брянская областная Дума четвертого созыва отличалась высоким уровнем внутренних противоречий и, соответственно, повышенной динамикой. Основная предпосылка этого – межпартийная конкуренция в формах отношений между депутатскими фракциями. В конечном счете, это, на наш взгляд, способствовало содержательности и эффективности деятельности Думы, обретению ею подлинной субъектности в системе региональной власти, разделению ветвей власти, привлекало интерес общественности. В последующем, однако (в Думе пятого и шестого созывов. – В.Г.), данное качество областного парламента стало заметно утрачивать себя, как и качество самой многопартийности на Брянщине. В этом проявились общие процессы и тенденции, характерные для всей российской политической системы.

 

             Список литературы

1.​ Быть ли думскому самороспуску? (интервью) // Брянский перекресток. 2007. 28 март.

2.​ Вестник Избирательной комиссии Брянской области. - Брянск, 2004.

3.​ Депутаты впервые разошлись по фракциям // Добрый день, Брянщина. 2005. 23 март.

4.​ Как мы голосовали. Итоги выборов депутатов Брянской областной Думы четвертого созыва // Брянский перекресток. 2004. 15 дек.

5.​ Кто пришел // Брянский перекресток. 2004. 22 дек.

6.​ Ключевой момент – эффективность власти // Брянский рабочий. 2006. 3 нояб.

7.​ Лубинец Е. Укрощение строптивых, или О том, что стоит за принятыми поправками  в Регламент областной Думы / Е.Лубинец // Брянский перекресток. 2006. 9 авг.

8.​ Николаева В. Будет ли думский переворот? /В.Николаева // Брянская правда. 2006. 4 авг.

9.​ Полозов В. Дума назвала лидера / В.Полозов // Брянский рабочий. 2004. 29 дек.

10.​ Постановление об итогах законотворческой деятельности Брянской областной Думы четвертого созыва // Брянский перекресток. 2009. 11 февр.

11.​ Соколова О. Состоится ли бархатная революция? /О.Соколова // Добрый день, Брянщина. 2006. 5 июля.

12.​ Чалиян Е. «Заговор» облеченных /Е.Чалиян // Брянское обозрение. 2006. 20 окт.

 

// Ученые записки Орловского государственного университета.

2017. №4 (77). С. 13-19

© В.Г. Горбачев, 2017