Страница1888

Брянск река Десна пароход

Это единственный пароход, который курсирует сейчас по реке Десна в Брянске

Брянские пароходы

В 1888 года в Киеве наряду с уже успешно действующим пароходством открылось «Второе пароходное общество по Днепру и его притокам». Если ранее для плавания по этим рекам суда в основном закупались за границей, то с образованием нового общества его директор-распорядитель Д.С. Марголин заказал изготовление пароходов исключительно отечественным заводам. Таким образом, на Днепре, Десне, Соже и других реках появились одни из первых паровых судов, серийно построенных русскими механическими заводами. Обществом Брянского завода и заводами акционерного общества Мальцева было изготовле­но и спущено на воду 29 колесных пароходов: «Император Александр III», «Императрица Мария Федоровна», «Наездник», «Всадник», «Держава», «Цесаревич», «Рыцарь», «Воевода», «Могучий», «Мария», «Бежица», «Атаман», «София», «Князь Тенишев», «Владимир Крахгп», «Вера», «Надежда», «Любовь», «Вече», «Сож», «Дедушка Крылов», «Царь», «Царица», «Стрелок», «Витязь», «Орел», «Радул», «Эммануил» и «Рогачев». Тогда как на Сормовских заводах для этого заказа было построено всего три парохода.

Эти суда и стали основой для перевозок по одной из главных водных артерий европейской части Российской империи. С 1893 года ресурсы двух пароходств были объединены, и они стали работать под общим руководством. Объединение ликвидировало ненужную конкурен­цию, централизовало работу. За четыре года до этого услугами обоих днепровских пароходств воспользовалось более 3,5 миллиона пассажиров — на полмиллиона больше, чем за предыдущие 11 лет. С появлением нового и более скоростного вида транспорта водные пути начали активнее использовать для перемещения следующих товаров: сахара, табака, железа, зерновых продуктов, муки и проч.

Водный транспорт становится не только самым быстрым, но и самым дешевым. В связи с этим осуществление грузовых перевозок по Болве, Десне и Днепру до морских портов выводило на новый уровень развития заводы Мальцовекой промышленной «импе­рии», которые стали доставлять свою продукцию более широкому кругу потребителей.

В дальнейшим развитием судоходства катание на судах с дымящими трубами и невидан­ными ранее паровыми машинами становилось излюбленным видом отдыха и развлечений в выходные и праздничные дни. Широко известная благотворительностью княгиня Мария Тенишева в воспоминаниях «Впечатления моей жизни» живописно рассказала о своем свадебном путешествии, совершенном в 1892 году из Бежицы (ныне один из районов Брянска) по Десне и Днепру на пароходе «Благодать», позже переименованном в ее честь в «Марию».

В конце XIX и начале XX веков развитие водного транспорта для брянского Придесенья и прилегающих территорий было особо актуально, т.к. железнодорожное сообще­ние, связавшее Москву с Киевом через Брянск, открылось только в 1904 году.

К 1913 году почти половина из 64 судов, принадлежащих двум днепровским пароходным обществам, была построена на Мальцовских и Брянских заводах.

В годы революционных потрясений и Гражданской войны пароходы, построенные для мирной жизни, использовались и в военных целях. Так, в июне 1919 года «Владимир Крахт» успешно действовал против банд атамана Зеленого.

С дальнейшим развитием техники колесные «труженики рек» уступили свое место винтовым судам. Судьба оказалась безжалостной к одним из первых русских пароходов — они были, как говорят моряки, «порезаны на иголки», т.е. разделаны на металлолом. К сожалению, ни один из них не дожил до наших дней. Однако в начале прошлого века суда, построенные брянскими мастерами, были запечатлены Фотографом. Эти Фотографии сохранились, и сейчас можно любоваться изображениями передовой продукции отечествен­ного судостроения того времени.

Пароход "Любовь"

Пароход "Держава"

Пароход "Витязь"

Пароход "Император Александр III"

Пароход "София"

Пароход "Владимир Крахт"

Пароход "Могучий"

Пароход "Императрица Мария Фёдоровна"

Пароход "Атаман"

Пароход "Бежица"

Пароход "Мария"

Автор проекта издания Григорий Кожурин.

Использованы материалы Всероссийской выставки в Киеве 1913 года и фотографии из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Дизайн: Александр Кутков.

Генеральный спонсор: Руководитель проекта «Хрустальный город» Сергей Авдеев.

Издано при содействии Брянского морского собрания и члена БМС, адвоката Александра Березкина.