Страница1888

Брянские и мальцевские пароходы

Мальцевские и брянские пароходы

Мальцевские пароходы

 брянские пароходы

О том, что династия Мальцовых и город Дятьково прославились хрусталем, знают многие. Но мальцовский промышленный округ был обширен и охватывал не только земли района, но и Калужской губернии. Соседний город Людиново – в прошлом металлургический и машиностроительный центр мальцовского промышленного округа. Именно здесь, на предприятиях Людинова, появились первые пароходы в России, а позднее и винтовые двигатели к ним. Увы, ни один из мальцовских пароходов не дожил до наших дней, их, как говорят моряки, «порезали на иголки», то есть разобрали на металлолом. Однако в начале прошлого века эти суда, построенные мальцовскими, а также брянскими мастерами, были запечатлены фотографом. Эти фотографии сохранились, и сейчас мы имеем возможность изучить внешний вид передовой продукции отечественного судостроения XIX столетия, прикоснуться к истории нашего края, представить уровень развития предприятий мальцовского округа. Фотографии центрального государственного архива кинофотофонодокументов СанктПетербурга стали общим достоянием благодаря Григорию Кожурину, автору проекта «Мальцовские и брянские пароходы», и генеральному спонсору, председателю Совета директоров ООО «Мебельная группа «Дятьково» Сергею Авдееву, поддержавшему проект финансово. Несколько лет назад набор из 18 открыток с изображением мальцовских пароходов был переиздан, а в читальном зале Брянской областной научной библиотеки прошла выставка фотографий «Мальцовские и брянские пароходы», рассказавшая о создании и истории каждого из мальцовских детищ. Производство пароходов на заводах акционерного общества Мальцова началось в 1844 году. В тот год на Сукремльском заводе был собран пароход «Людиново». Как сообщали газеты, «пароход этот железный, в длину имеет 11 сажень, а в ширину 4 аршина, с паровою машиною в 16 лошадиных сил; пассажиров может на нем поместиться до 10; скорость его до 14 верст в час по течению воды». Этот пароход прошел по Болве, Десне и Днепру до города Кременчуга и со своим владельцем, С.И. Мальцовым, возвратился в Брянск. На Людиновском заводе также были построены три малых транспортных парохода: «Анастасия», «Николай» и «Капитолина». Они транспортировали по Болве, Людиновскому и Сукремльскому озерам баржи, лайбы и «берлинки» с различными материалами и товарами. Пароходы «Анастасия» и «Николай» были разобраны за ветхостью вскоре после революции. А пароход «Капитолина», названный Мальцовым в честь матери, был переименован в «Красную звезду», а затем в «Транспортник», и использовался на Людиновском озере до конца 1930-х годов. Для плавания по Десне и Днепру были построены пассажирский пароход «Ласточка» и товаро-пассажирский пароход «Иоанн Богослов». Еще множество небольших паровиков ходили по озеру Ломпадь и по Болве. Для этого расчистили русло реки, а в Песочне, Ивано-Сергиевске, Сукремле и Любохне устроили шлюзы. «Ласточка» и «Иоанн Богослов» ходили до днепровских порогов. Там продукция заводов перегружалась в баржи и доставлялась в Херсон, а оттуда в Турцию, Румынию, Болгарию и другие страны. Когда началось пополнение русского флота паровыми кораблями, Людиновский завод первый в России выпустил винтовой двигатель для корвета «Воин», который работал почти полвека без всякого ремонта. В 1857 году Людиновский завод изготовил для Черноморского флота 6 паровых машин для военных кораблей, на которых были установлены машины мощностью в 200 и более лошадиных сил. Об их надежности и качестве свидетельствуют документы того времени. Вот один из них. В докладной записке от 6 ноября 1857 года на имя С.И. Мальцова заводской прапорщик С.И. Григорьев писал: «Шхуна «Селигер» 4 ноября 1857 года пришла в Николаев. Она плавала больше месяца и сделала 1500 миль перехода, и машина оказалась очень хорошей и никакого повреждения не имела...». Во время посещения контр-адмиралом Истоминым вместе с адмиралом Бутаковым шхуны «Дон» Истомин сказал: «Машины сделаны великолепно, их работа безукоризненна, завод достоин похвалы и поощрения». В 1858 году на Людиновском заводе были собраны три парохода: «Астрахань», «Казань» и «Сергей», по 300 л.с. каждый, плававшие по Волге, Десне и Днепру. Они были спущены по Жиздре и Оке. Наконец, приведем еще один пример. В «Горном журнале» за 1854 год сообщалось, что «на заводе г-на Мальцова в селе Людиново, что в Калужской губернии» спущен на воду железный пароход «Сергий Радонежский» в 50 сил; «он весь железный, превосходной отделки и отлично ходит». Ранее, осенью 1853 года, был спущен на воду железный пароход «Иоанн Богослов». «В этих пароходах, – отмечалось в журнале, – начиная от последней заклепки до паровой машины, все сделано на собственных заводах г-на Мальцова». Оба парохода по Десне, а затем по Днепру отправили к Екатеринославу (ныне город Днепропетровск). Старые фотографии, которым более полувека, – как путешествие в прошлое, в эпоху свершений и технического прогресса, которыми славилась наша земля на закате XIX века. Эти снимки – редкая возможность узнать еще одну интереснейшую страницу из истории нашего края. Подготовила Елена ФЕДОРОВА.

Это единственный пароход, который курсирует сейчас по реке Десна в Брянске

Брянские пароходы

В 1888 года в Киеве наряду с уже успешно действующим пароходством открылось «Второе пароходное общество по Днепру и его притокам». Если ранее для плавания по этим рекам суда в основном закупались за границей, то с образованием нового общества его директор-распорядитель Д.С. Марголин заказал изготовление пароходов исключительно отечественным заводам. Таким образом, на Днепре, Десне, Соже и других реках появились одни из первых паровых судов, серийно построенных русскими механическими заводами. Обществом Брянского завода и заводами акционерного общества Мальцева было изготовле­но и спущено на воду 29 колесных пароходов: «Император Александр III», «Императрица Мария Федоровна», «Наездник», «Всадник», «Держава», «Цесаревич», «Рыцарь», «Воевода», «Могучий», «Мария», «Бежица», «Атаман», «София», «Князь Тенишев», «Владимир Крахгп», «Вера», «Надежда», «Любовь», «Вече», «Сож», «Дедушка Крылов», «Царь», «Царица», «Стрелок», «Витязь», «Орел», «Радул», «Эммануил» и «Рогачев». Тогда как на Сормовских заводах для этого заказа было построено всего три парохода.

Эти суда и стали основой для перевозок по одной из главных водных артерий европейской части Российской империи. С 1893 года ресурсы двух пароходств были объединены, и они стали работать под общим руководством. Объединение ликвидировало ненужную конкурен­цию, централизовало работу. За четыре года до этого услугами обоих днепровских пароходств воспользовалось более 3,5 миллиона пассажиров — на полмиллиона больше, чем за предыдущие 11 лет. С появлением нового и более скоростного вида транспорта водные пути начали активнее использовать для перемещения следующих товаров: сахара, табака, железа, зерновых продуктов, муки и проч.

Водный транспорт становится не только самым быстрым, но и самым дешевым. В связи с этим осуществление грузовых перевозок по Болве, Десне и Днепру до морских портов выводило на новый уровень развития заводы Мальцовекой промышленной «импе­рии», которые стали доставлять свою продукцию более широкому кругу потребителей.

В дальнейшим развитием судоходства катание на судах с дымящими трубами и невидан­ными ранее паровыми машинами становилось излюбленным видом отдыха и развлечений в выходные и праздничные дни. Широко известная благотворительностью княгиня Мария Тенишева в воспоминаниях «Впечатления моей жизни» живописно рассказала о своем свадебном путешествии, совершенном в 1892 году из Бежицы (ныне один из районов Брянска) по Десне и Днепру на пароходе «Благодать», позже переименованном в ее честь в «Марию».

В конце XIX и начале XX веков развитие водного транспорта для брянского Придесенья и прилегающих территорий было особо актуально, т.к. железнодорожное сообще­ние, связавшее Москву с Киевом через Брянск, открылось только в 1904 году.

К 1913 году почти половина из 64 судов, принадлежащих двум днепровским пароходным обществам, была построена на Мальцовских и Брянских заводах.

В годы революционных потрясений и Гражданской войны пароходы, построенные для мирной жизни, использовались и в военных целях. Так, в июне 1919 года «Владимир Крахт» успешно действовал против банд атамана Зеленого.

С дальнейшим развитием техники колесные «труженики рек» уступили свое место винтовым судам. Судьба оказалась безжалостной к одним из первых русских пароходов — они были, как говорят моряки, «порезаны на иголки», т.е. разделаны на металлолом. К сожалению, ни один из них не дожил до наших дней. Однако в начале прошлого века суда, построенные брянскими мастерами, были запечатлены Фотографом. Эти Фотографии сохранились, и сейчас можно любоваться изображениями передовой продукции отечествен­ного судостроения того времени.

Пароход "Любовь"

Пароход "Держава"

Пароход "Витязь"

Пароход "Император Александр III"

Пароход "София"

Пароход "Владимир Крахт"

Пароход "Могучий"

Пароход "Императрица Мария Фёдоровна"

Пароход "Атаман"

Пароход "Бежица"

Пароход "Мария"

Автор проекта издания Григорий Кожурин.

Использованы материалы Всероссийской выставки в Киеве 1913 года и фотографии из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Дизайн: Александр Кутков.

Генеральный спонсор: Руководитель проекта «Хрустальный город» Сергей Авдеев.

Издано при содействии Брянского морского собрания и члена БМС, адвоката Александра Березкина.

Современные Брянские пароходы и суда

К сожалению, большинство из них уже отправлено в металлом, или как выражаются моряки "порезаны на иголки", но всё же жителям некоторых городов Брянщины есть чем гордится - их корабли бороздили моря и океаны.

Итак перед вами: "Стародуб", "Клинцы", "Новозыбков", "Севск" и "Бежица". Был ещё и "Трубчевск", но его изображения нами не найдено.