Сила клятвы именем Божьим
Листая старые дела в брянском областном архиве, в толстенном деле брянских водочных сидельцев за 1864 год я наткнулся на исполненное типографским способом Клятвенное обещание. Текст его столь примечателен, что приведу его полностью.
«Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым его Евангелием и Животворящим крестом в том, что хощу и должен по чистой совести, без пристрастия и собственной корысти, еще меньше по дружбе и вражде, в чем спрашивай буду, по делу, к которому призван, показать самую сущую правду, без всякой утайки. А если что, при оном показании утаю или прибавлю, за то подвергаю себя в нынешней и будущей жизни перед Богом и судом Его страшным ответу, в заключение же сей моей клятвы целую Слово и Крест спасителя моего. Аминь».
Собственно, дела грешников-сидельцев, подторговывавших из-под прилавка неучтенной водкой, бычные, мелкие, не о чем говорить, кроме разве Клятвы этой. Влияли ли тогда на достоверность показаний в суде принятые клятвы? Думаю, безусловно, да. Согласно Книге пророка Иезекиля, сам Господь не раз давал клятву с поднятой правой рукой. Помня это, уж не пошутишь.
Клятву именем Божьим в старинные времена давали не только в суде, и не только подсудимые, но чины суд творящие: сами судьи, заседатели судов, прокуроры и адвокаты. Присягу царю и его наследнику в церквях приносили все его подданные. Кроме того чиновники присягали, заступая на государственную службу, мещане и купцы, земские деятели — в своих собраниях. Обвинение «клятвопреступник» в общественном мнении в ту пору было одним из самых ужасных, тем более, что для людей искренне верующих было великим грехом клятву нарушить.