Брянской школе №17 исполнилось 50 лет.
С юбилеем своих учителей поздравляют бывшие ученики:
Мы были не исключение, но уроки физики любили. Отвечающих у доски Королев Николай Александрович определял «методом тыка», задачи мы решали преимущественно «колхозным методом» и точно знали, что к 10-му классу мы обязаны превзойти «бушменов», которые «никогда не имели более троих детей, так как считать умели только до трех». Вместе с ним и Гришковой Ларисой Леонидовной мы оформляли кабинеты физики: на стенах, обитых фанерой, выжигали высказывания Эйнштейна и Галилея, формулы основных законов физики.
Химия многим давалась с трудом, но с учителем нам тоже повезло. Молодой специалист Кадыкова Татьяна Ярославна пришла в нашу школу сразу в старшие классы. Мальчишки с ней заигрывали, девчонки говорили с ней про жизнь, а она пыталась быть суровой. Все, кто хотели поступить в медицинский институт, — поступили. Среди наших одноклассников пятеро врачей.
Надо отдать должное всем нашим учителям — они настоящие профессионалы своего дела. Знаний, полученных на уроках, хватало, чтобы без всяких репетиторов поступить в вуз.
Всегда с благодарностью вспоминаем учителей математики Воробьеву Нину Михайловну, Юдину Таисию Васильевну, Героцкого Леонида Антоновича, Белову Веру Николаевну, Парихину Татьяну Ивановну. С удовольствием решали «на скорость». Это когда в начале урока на доске написаны 20—30 номеров,
Дух состязательности присутствовал в школе всегда, на всех уроках и во всех общешкольных мероприятиях. Но именно учителя научили нас состязаться по-товарищески, честно, без злорадства и зависти друг к другу.
В наше социалистическое детство (без поездок за границу) из всех предметов изучение языков казалось самым бесполезным. Но профессионализм наших учителей позволяет сегодня даже бывшим троечникам помогать своим детям выполнять домашнее задание по английскому языку, говоря при этом: «Вам бы нашу Татьяну Николаевну или Галину Петровну...» Ярче всего было воспоминание о перемене перед иностранным: все, от отличников до троечников, стоят вдоль коридорных стен и учат! Не выучить урок было просто стыдно. Боялись не двоек — они были, а шуток учителя, например, по поводу «столэуса» и «подцаконэуса». Сегодня мы все со смехом вспоминаем свои «иностранные страхи» и бесконечно готовы благодарить Самсонову Татьяну Николаевну, Дмитриеву Галину Петровну, Базекину Светлану Андреевну, Башину Инессу Лаврентьевну, Дикун Людмилу Ивановну.
С русским языком и литературой все было несколько легче. Учиться нам нравилось, потому что нравились те, кто учил: Медвинская Нина Афанасьевна, Клочкова Тамара Сергеевна, Невмержицкая Валентина Яковлевна, Точилова Сталина Николаевна. Безукоризненно грамотные, исключительно интеллигентные - с ними всегда было интересно. Это они прививали нам любовь к книги.
Кривоножко Ефимом Петровичем, Сачковой Галиной Семеновной и Сапуновой Валентиной Игнатьевной.
Нам вообще было легко и комфортно на их уроках. Предмет нравился почти всем, потому что интересным было общение с этими замечательными людьми.
В отсутствие компьютеров и интернета школа, пожалуй, была для нас основным источником получения информации, Все, что мы знали из биологии, — это заслуга Шарапковой Валентины Семеновны. Географию мы познавали с Карташовой Маргаритой Николаевной и Часовой Анной Андреевной, мучительно чертили с Галахиной Ольгой Николаевной. Мы любим и помним всех наших учителей!
Особое отношение в школе было к физкультуре и спорту. Вспоминаются не только уроки в спортзале, но и то, чего нет сегодня: нормы ГТО («Готов к труду и обороне»), когда из последних сил мы наматывали километры на спортплощадке, а сдав нормативы, получали значок ГТО и гордо носили его на груди. Зимой спортплощадку заливали под каток для любителей коньков и хоккея, а в выходные наш любимый физрук Быков Виктор Петрович ходил с нами в лес на лыжах — и это было здорово! Не все из нас были заядлыми спортсменами, но мы всегда ждали уроков физкультуры Коломеевой Галины Афанасьевны, Калинина Александра Ивановича и Шестакова Виталия Петровича.
Школьный тир всегда был гордостью школы и старшеклассников, имевших в него доступ. Уроки НВП (начальной военной подготовки) нравились даже девчонкам.
Вообще, школа в моих воспоминаниях — это кипящая и бурлящая жизнь. Мы проводили в стенах школы очень много времени. Бурную деятельность нам обеспечивали общественные организации. Сначала мы были октябрятами — дружными ребятами, с гордостью носили октябрятскую звездочку на груди, знали наизусть и старательно исполняли правила октябрят. В пионеры сначала принимали лучших, а потом все равно всех. Мы точно знали: пионер — всем ребятам пример: наглаживали свои пионерские галстуки, знали наизусть законы пионеров Советского Союза и старались их выполнять. Обязательно собирали макулатуру, металлолом, создавали тимуровские отряды для помощи пожилым людям и ветеранам войны, маршировали под горны и барабаны, объединялись в отряды ЮДП (юные друзья пожарных) и ЮДМ (юные друзья милиции). Идейным вдохновителем пионерской организации была Игнатова Людмила Александровна.
В старших классах нас принимали в комсомол. Руководила комсомольской организацией Часова Анна Андреевна. Человек огромной энергии — она буквально зажигала нас своим энтузиазмом. Каждый комсомолец в начале учебного года заводил «воспитательную» тетрадь. Называлась эта тетрадь «Личный комплексный план участника Ленинского зачета». В ней мы ставили перед собой задачи.
Я недавно побывала в школе и была приятно удивлена: пластиковые окна, плитка на полу, отремонтированные кабинеты, во всю идет ремонт актового зала... Во времена нашей учебы все было скромнее и проще, но в школе царили тепло и уют. Усилиями всех: учителей, родителей, учеников школу обновляли, украшали, озеленяли. Будучи старшеклассниками, мы сами красили парты, на уроках труда шили шторы, во всех кабинетах всегда было множество цветов. Сегодня мы понимаем, что благоприятная для нас, учеников, атмосфера в школе была результатом невероятных усилий директоров. Мы пришли в школу, когда ее возглавлял Хомяков Александр Михайлович, а выпускала нас Юдина Таисия Васильевна. С большим уважениям мы относились к ним тогда, с еще большим уважением и теплотой вспоминаем о них сегодня.
Только сейчас, спустя тридцать лет, к нам приходит понимание роли школы в нашей жизни. Каждые пять лет мы организуем встречи нашего выпуска. И на каждую новую встречу нас собирается все больше и больше. В феврале-2012 года на тридцатилетии выпуска присутствовало 53 выпускника и 14 наших учителей. Самое главное, что дала нам школа, — это радость общения учеников и учителей тогда и еще большую радость этого общения сейчас. Пускай наши учителя живут как можно дольше, чтобы мы могли встречаться с ними чаще!
Любимая школа, от имени всех, кому посчастливилось учиться в твоих стенах, поздравляю тебя!
Светлана ШАКИНА и выпуск 1982 года.