10 «горячих» вопросов к министру здравоохранения Веронике Скворцовой
ПЕРСПЕКТИВЫ
На заседании президиума Госсовета на прошлой неделе обсуждалось, как развивать государственную медицину, как сделать ее качественнее и доступнее, как разобраться с платными и бесплатными видами лечения. Какие важнейшие темы поднимались? Вопросов накопилось немало. Оставив власти «глобальные» (например, о том, как улучшить финансирование), мы решили поговорить о насущных вещах, которые касаются каждого человека, если он заболеет.
Платить или не платить? Поставлена задача: должен появиться четкий перечень бесплатных услуг, а также понятные правила их предоставления.
Неразбериха в этих вопросах, констатировал президент, ведет к коррупции и поборам, заставляет людей оплачивать помощь, которую по Конституции и закону они должны получить бесплатно. Не случайно сейчас лишь каждый третий житель России удовлетворен тем, как его лечат. Большинство уровнем и качеством здравоохранения недовольны.
При этом и раньше, и сейчас все виды медицинской помощи, входящие в программу государственных гарантий, поликлиники и. больницы, работающие в системе обязательного медицинского страхования, обязаны предоставлять бесплатно. «Это грубейшее нарушение, если в муниципальном или государственном медучреждении необходимое пациенту по состоянию здоровья исследование или анализ предлагают выполнить за деньги»,—подчеркивает министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Причем бесплатно у нас по-прежнему должна оказываться медицинская помощь на всех уровнях—от первичной, то есть в поликлинике, и до высокотехнологичной. Даже самые сложные операции, например на сердце и сосудах, пациентам должны делать бесплатно. Правда, во многих случаях (особенно это касается лучших медицинских центров) есть очередь на госпитализацию. Именно этим обстоятельством и пользуются медорганизации: можешь ждать своего срока долго, а можешь лечь в стационар хоть сегодня, но как коммерческий больной.
Очередью «торговать» нельзя, подчеркивает Вероника Скворцова. Предлагая человеку провести сложную диагностику или госпитализировать на операцию побыстрее, но через кассу, врач и лечебное учреждение нарушают закон.
Тем не менее практика показывает прямо противоположное: хочешь начать обследование и лечение быстрее-зачастую приходится платить. Что делать? Есть два варианта. Пациент имеет право пожаловаться в Росздравнадзор—эта федеральная служба контролирует работу лечебных учреждений. Вторая возможность- обратиться в свою страховую компанию. Не случайно при каждом обращении за медицинской помощью—вызываем ли мы «скорую» или ложимся на лечение в стационар, пациент обязательно сообщает номер своего полиса ОМС и компанию, через которую застрахован. По словам председателя ФОМС Натальи Стадченко, страховщик обязан не только оплачивать лечение, но и защищать интересы «своих» застрахованных.
Кстати, были случаи, когда государственные медцентры «предъявляли» страховым компаниям своих «коммерческих» пациентов как застрахованных по ОМС, пытаясь оплатить одно и то же лечение повторно.
Кто призовет нарушителей к ответу?
Контроль за государственными учреждениями, говорят в Минздраве и ФОМС, будет более строгим. «Мы внесли изменение в закон об административных правонарушениях. Например, грубейшее нарушение — если муниципальное или государственное лечебное учреждение продает очередь, будет караться наложением штрафа», -пояснила министр Вероника Скворцова.
О каких тогда «перечнях» бесплатных медуслуг идет речь?
«Сейчас начался процесс формирования программы госгарантий на 2014—2016 годы, она нужна в том числе и для того, чтобы каждому гражданину страны было очевидно, что полагается за деньги, а что бесплатно. В программе прописаны условия предоставления бесплатной медпомощи. Мы сделаем так, чтобы информационно это было доведено до каждого города и населенного пункта страны. С помощью Интернета, СМИ, объявлений в аптеках и поликлиниках и т.д.»,-сообщила Вероника Скворцова.
В Минздраве сейчас работают над тем, чтобы в программе госгарантий был четко прописан перечень лекарств и медицинских изделий, необходимых для лечения. С лекарствами проще—у нас много лет существует перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, все пациенты в стационарах обеспечиваются этими препаратами бесплатно.
Более дорогие, не входящие в перечень, но нужные по жизненным показаниям, могут быть назначены по решению лечебной комиссии.
Но на практике очень часто препараты для больного покупают и приносят родственники. Что касается медицинских изделий, речь идет об имплантируемых в организм кардиостимуляторах, клапанах, стентах, которые применяются в операциях на сердце и сосудах, о протезах суставов и так далее.
«К примеру, пациенту предстоит операция по удалению катаракты,—поясняет Наталья Стадченко.—Она входит в программу госгарантий. В программе, кроме прочего, будет определено, какой именно искусственный хрусталик может быть поставлен за счет обязательного страхования. Его поставят бесплатно. Но если пациент захочет какой-то иной, новейший—его право. Но за свои деньги».
До сих пор такого четкого, исчерпывающего перечня медицинских изделий не было. Отсюда повсеместная практика, когда, к примеру, затотже хрусталик пациент должен отдать деньги, хотя оперируют его без оплаты.
Нарушение ли, когда пациент просит врача провести ему дополнител исследование, а ему предлагаю платить?
И анализы, и диагностические npoцедуры или все виды лечения (например, ф* терапия), которые назначаются данному конкретному пациенту по состоянии здоровья,—все это в медучреждении, работающем в системе ОМС, предоставля бесплатно и оплачивается за счет средств, Фонда обязательного медицинского страхования, поясняет глава ФОМС.
Но в случае, если пациент просит что-то дополнительно, сверх назначенного врач вот за это ему могут предложить заплатить.
При этом пациент всегда вправе обратится к страховщику как к арбитру, если считает, что его лечение малоэффективно и не приносит желаемых результатов, если врач что-то «недоназначил» и «недообследова
Какова роль страховой компании. Зачем они нужны?
На заседании Госсовета, в часности, говорилось, что пока полноценного медицинского страхования у нас нет. Страховые компании выступают сейчас скоре посредники между клиникой и пациен как кассиры, которые только переводя деньги поликлиникам и больницам, а за качеством их работы не следят.