Страница10 врпросов

10 «горячих» вопросов к министру здравоохранения Веронике Скворцовой

ПЕРСПЕКТИВЫ

На заседании президиума Госсовета на про­шлой неделе обсуждалось, как развивать го­сударственную медицину, как сделать ее ка­чественнее и доступнее, как разобраться с платными и бесплатными видами лечения. Какие важнейшие темы поднимались? Воп­росов накопилось немало. Оставив власти «глобальные» (например, о том, как улуч­шить финансирование), мы решили погово­рить о насущных вещах, которые касаются каждого человека, если он заболеет.

Платить или не платить? Поставлена задача: должен появиться четкий пе­речень бесплатных услуг, а также по­нятные правила их предоставления.

Неразбериха в этих вопросах, констати­ровал президент, ведет к коррупции и побо­рам, заставляет людей оплачивать помощь, которую по Конституции и закону они должны получить бесплатно. Не случайно сейчас лишь каждый третий житель России удовлетворен тем, как его лечат. Большинс­тво уровнем и качеством здравоохранения недовольны.

При этом и раньше, и сейчас все виды ме­дицинской помощи, входящие в программу государственных гарантий, поликлиники и. больницы, работающие в системе обязатель­ного медицинского страхования, обязаны предоставлять бесплатно. «Это грубейшее нарушение, если в муниципальном или го­сударственном медучреждении необходи­мое пациенту по состоянию здоровья иссле­дование или анализ предлагают выполнить за деньги»,—подчеркивает министр здраво­охранения Вероника Скворцова.

Причем бесплатно у нас по-прежнему должна оказываться медицинская помощь на всех уровнях—от первичной, то есть в поли­клинике, и до высокотехнологичной. Даже самые сложные операции, например на серд­це и сосудах, пациентам должны делать бес­платно. Правда, во многих случаях (особенно это касается лучших медицинских центров) есть очередь на госпитализацию. Именно этим обстоятельством и пользуются медорганизации: можешь ждать своего срока дол­го, а можешь лечь в стационар хоть сегодня, но как коммерческий больной.

Очередью «торговать» нельзя, подчерки­вает Вероника Скворцова. Предлагая чело­веку провести сложную диагностику или госпитализировать на операцию побыст­рее, но через кассу, врач и лечебное учреждение нарушают закон.

 Тем не менее практика показывает прямо противоположное: хочешь на­чать обследование и лечение быст­рее-зачастую приходится платить. Что делать?                     Есть два варианта. Пациент имеет право пожаловаться в Росздравнадзор—эта феде­ральная служба контролирует работу ле­чебных учреждений. Вторая возможность- обратиться в свою страховую компанию. Не случайно при каждом обращении за меди­цинской помощью—вызываем ли мы «ско­рую» или ложимся на лечение в стационар, пациент обязательно сообщает номер свое­го полиса ОМС и компанию, через которую застрахован. По словам председателя ФОМС Натальи Стадченко, страховщик обязан не только оплачивать лечение, но и защищать интересы «своих» застрахованных.

Кстати, были случаи, когда государствен­ные медцентры «предъявляли» страховым компаниям своих «коммерческих» пациен­тов как застрахованных по ОМС, пытаясь оплатить одно и то же лечение повторно.

Кто призовет нарушителей к отве­ту?

Контроль за государственными уч­реждениями, говорят в Минздраве и ФОМС, будет более строгим. «Мы внесли измене­ние в закон об административных правона­рушениях. Например, грубейшее наруше­ние — если муниципальное или государственное лечебное учреждение продает оче­редь, будет караться наложением штрафа», -пояснила министр Вероника Скворцова.

О каких тогда «перечнях» бесплат­ных медуслуг идет речь?

«Сейчас начался процесс формиро­вания программы госгарантий на 2014—2016 годы, она нужна в том числе и для того, чтобы каждому гражданину страны было очевид­но, что полагается за деньги, а что бесплатно. В программе прописаны условия предостав­ления бесплатной медпомощи. Мы сделаем так, чтобы информационно это было доведе­но до каждого города и населенного пункта страны. С помощью Интернета, СМИ, объяв­лений в аптеках и поликлиниках и т.д.»,-со­общила Вероника Скворцова.

В Минздраве сейчас работают над тем, что­бы в программе госгарантий был четко про­писан перечень лекарств и медицинских из­делий, необходимых для лечения. С лекарс­твами проще—у нас много лет существует пе­речень жизненно необходимых и важнейших лекарств, все пациенты в стационарах обес­печиваются этими препаратами бесплатно.

Более дорогие, не входящие в перечень, но нужные по жизненным показаниям, могут быть назначены по решению лечебной ко­миссии.

Но на практике очень часто препараты для больного покупают и приносят родственни­ки. Что касается медицинских изделий, речь идет об имплантируемых в организм карди­остимуляторах, клапанах, стентах, которые применяются в операциях на сердце и сосу­дах, о протезах суставов и так далее.

«К примеру, пациенту предстоит операция по удалению катаракты,—поясняет Наталья Стадченко.—Она входит в программу госга­рантий. В программе, кроме прочего, будет оп­ределено, какой именно искусственный хрус­талик может быть поставлен за счет обяза­тельного страхования. Его поставят бесплат­но. Но если пациент захочет какой-то иной, но­вейший—его право. Но за свои деньги».

До сих пор такого четкого, исчерпывающе­го перечня медицинских изделий не было. Отсюда повсеместная практика, когда, к при­меру, затотже хрусталик пациент должен от­дать деньги, хотя оперируют его без оплаты.

Нарушение ли, когда пациент просит врача провести ему дополнител исследование, а ему предлагаю платить?

И анализы, и диагностические npoцедуры или все виды лечения (например, ф* терапия), которые назначаются данному конкретному пациенту по состоянии здоровья,—все это в медучреждении, работающем в системе ОМС, предоставля бесплатно и оплачивается за счет средств, Фонда обязательного медицинского страхования, поясняет глава ФОМС.

Но в случае, если пациент просит что-то дополнительно, сверх назначенного врач вот за это ему могут предложить заплатить. 

При этом пациент всегда вправе обратится к страховщику как к арбитру, если считает, что его лечение малоэффективно и не приносит желаемых результатов, если врач  что-то «недоназначил» и «недообследова

 Какова роль страховой компании. Зачем они нужны?

На заседании Госсовета, в часности, говорилось, что пока полноценного медицинского страхования у нас нет. Страховые компании выступают сейчас скоре посредники между клиникой и пациен как кассиры, которые только переводя деньги поликлиникам и больницам, а за качеством их работы не следят.