Страница1

Брянск. ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

55 лет исполнится в на­чале декабря со дня вы­хода на маршрут перво­го в Брянске троллейбуса. Появление в городе этого вида удобного и экологи­чески чистого транспорта приветствовали и жители, и газетчики.

«Вчера во второй поло­вине дня началось регу­лярное движение на пер­вой троллейбусной линии в Брянске... Одна за дру­гой из депо выходят жел­то-зеленые машины. На них номера: 01, 02, 03, 04, 05. На каждой табличка с обозначением маршру­та: «Троллейбусное депо — вокзал Брянск I». Бесшум­но скользя по асфальту, машины выходят на Крас­ноармейскую и устрем­ляются вперед. Первые остановки. Они много­людны...» — об этом пи­сал «Брянский рабочий» в заметке под заголовком «Троллейбус пущен!» 4 де­кабря 1960 года.

Свыше двухсот восьми­десяти тысяч пассажиров перевезли за первый ме­сяц работы троллейбусы. Их парк в то время состо­ял из пяти машин. В сле­дующем году был открыт маршрут № 2: мясоком­бинат — вокзал Брянск J, затем успешно построе­на новая, третья тяговая подстанция. Проклады­вались контактные и ка­бельные сети. И вскоре началось движение по маршрутам № 3 (троллей­бусное депо — стальзавод) и № 4 (телецентр — «Дом одежды»). Один за другим появлялись маршруты: пятый (БМЗ — силикат­ный завод), шестой (трол­лейбусное депо — бульвар Щорса), девятый (БМЗ  «Северная»).

В феврале 1972 года в Бежицком районе всту­пило в строй новое трол­лейбусное депо. Оно было рассчитано на обслужива­ние ста троллейбусов типа ЗИУ-5. А по улицам уже катили троллейбусы: № 10 по маршруту Курган Бес­смертия — Бежицкий ры­нок и № 11 БМЗ — кам­вольный комбинат. По улице Костычева, Крах-малева, Фокина и Совет­ской с вводом в 1981 году в эксплуатацию восьмой тя­говой подстанции пролег тринадцатый троллейбусный маршрут: улица Гор­батова — набережная.

Закупались для города и новые машины. Если в 1960 году их было всего одиннадцать, то через 15 лет стало 173, а в 1986 году парк вырос до двухсот. Росла и протяженность троллейбусных линий. В 1975 году она равнялась шестидесяти километрам улиц, в 1986-м превыша­ла 66.

В наши дни предпри­ятие обеспечивает около 50 процентов социально значимых пассажирских перевозок в городе. МУП — это два троллейбусных депо, 11 тяговых под­станций, 146 километров контактных сетей, 136 троллейбусов, 30 микро­автобусов «Форд», 46 автомобилей и другой спец-техники.

Много людей вложило свой самоотверженный труд в развитие город­ского троллейбуса. Пом­нят первого начальника управления троллейбуса Героя Советского Союза А.В. Сидорова. Это его имя носит одно из троллейбус­ных депо. Почти двадцать лет Брянским троллейбус­ным управлением руково­дил В. Руденко.

Сейчас троллейбусное управление переживает не лучшие времена. Юбилей МУП встречает с милли­онными долгами перед энергетиками. Самим троллейбусникам город­ские и областные власти задолжали очень прилич­ную сумму — на компенса­цию выпадающих доходов по перевозке социальных льготников. В итоге с 6 ноября были отключены от питания троллейбу­сы в Володарском районе. Вместо них пустили му­ниципальные маршрут­ки. Теперь троллейбусы вернули. Для большин­ства пожилых пассажиров троллейбусы удобнее ми­кроавтобусов: двери в са­лон шире, ступени ниже, а сам салон просторнее. Да и экологии города, жите­ли которого задыханотся от автомобильных выхло­пов, «рогатые» ущерба не наносят.

Один из первых троллейбусов на конечной остановке маршрута №1 - у Вокзала Брянск-I. 1960 г.