Страницаучились

Как учились на Брянщине в XVIII веке? 

Почему детей в брянских школах секли

Как учились на Брянщине в XVIII веке? До того, как в Севске в конце века открыли епархиальное училище, можно считать, что никак. Обычно, не считая людей чиновных, в округе разумел грамоту только поп. Процесс образования подрастающих дворян, если они попадали ему в руки, он понимал в духе седой старины.

Почепский уроженец Григорий Винский оставил яркие воспоминания о начале своего ученья, когда его, восьмилетнего мальчика, привезли к священ­нику в большое село Баклань, где была устроена маленькая школа при церкви. После субботней ве­черни мальчики в один голос запели «Мир ти, благий учителю нам», решительный поп в ответ тут же произнес «Треба секти вас». И высек всех поочеред­но с увещеванием помнить родительскую субботку. Виноват ты или нет, а всех считалось полезным сечь по субботам.

Винский запомнил, что тех, чьи родители потом приносили паляницы и баклажки с вином, свя­щенник сек по одежде, а детей скупых родителей с увлечением лупцевал по голым задам. А боль­ше ничего из обучения Грише не запомнилось. Еще дома он читал вечерами матери Четьи Минеи (это что-то вроде Религиозной энциклопедии на нынешний манер). Когда читал плохо, чувстви­тельная маменька, сама сил не имея, отсылала ре­бенка, чтобы того посекли хорошенько, к учителю- поляку. Но учитель, добрая душа, мальчика жалел и не наказывал. А в десять лет Гришу отправили на учебу в Черниговскую коллегию — ближе-то ниче­го и не было.

По дикому обычаю того времени полагалось: кто учит — тот непременно и бьет. Наверно оттуда в на­шем языке осталось понятие «проучить». Так было и у нас, и в Европе. И должно было сто пятьдесят лет пройти, пока, наконец, в школах не запретили телесные наказания.

О своем образовании Григорий Винский, про­живший очень бурную жизнь, сделал неутешительный вывод: «Нелепо было требовать от тогдашних школ и учителей полезнейшего научения юношества: они сами точно не имели ни малейших по этой части сведений».

Между прочим, в 1824 году в Кадетском корпусе было принято распоряжение о наказании кадетов розгами за тайные литературные упражнения. За сочинение прозы юный кадет получал 25 розог, за сочинение стихов - 50. Стихи считались заняти­ем более опасным, потому что от них шел прямой путь к умствованию и неподчинению начальству. В общем, служи и не думай, не сочиняй.