Дело стиляг «Божья коровка» Брянск
В шестидесятые годы не было более громкой истории, чем дело брянских стиляг-насильников из организации «Божья коровка». О деле говорил весь город.
«Мы возмущены поведением кучки моральных ублюдков из компании «Божья коровка», — сообщали в коллективном письме в Верховный суд РСФСР комсомольцы вагонного цеха №3 БМЗ. — Мы постановили ходатайствовать о наказании этих грязных подонков со всей строгостью наших советских законов».
«Волна гнева трудящихся, всколыхнутая сообщением о подлых деяниях «Божьекоровников» продолжает расти... Язва на здоровом теле молодежи города вскрыта... Эту шваль с узкими брючками, галстуками-бабочками нужно гнать отовсюду. Пора очистить центральные улицы города от стиляг- паразитов, заставить их вести скромный и достойный образ жизни, а если понадобится, то и выселить из Брянска» (из писем горожан в «Брянский рабочий»).
Еще не было суда, а областная газета с решительностью, достойной лучшего применения, публиковала подборки писем, где звучали такие мнения: «Это гниль, которую нужно удалять» (группа девушек с Дормаша); «Мы не можем терпеть, чтобы эти человеческие выродки находились среди нашей молодежи. Просим областной суд вынести самый суровый приговор» (6 подписей) И все — в таком роде.
Девушка из компании стиляг уехала на дальние севера, в Игарку, но и там ее настиг гнев масс. «Брянский комсомолец» с возбуждением сообщал, что «молодежь Игарки не захотела дышать с ней одним воздухом. Ее изгнали из сибирского города». Некто Герасименко предложил создать комсомольские группы, которым «предоставить право заводить стильно одетых в отделение милиции, там отбирать и уничтожать их одежды».
0 брянских стилягах написали «Известия» и журнал «Крокодил», и тогда про них узнала вся страна.
В октябре 1960 года по делу «Божьей коровки», делу организованных злодеев- насильников, осудили десять человек, причем, двое получили по десять лет.
И что ж тогда в конце 50-х случилось такое небывалое в тихом Брянске? Тут сошлись несколько обстоятельств. Первое: после Всемирного фестиваля молодежи в Москве кому-то из молодых захотелось выделиться. Выделиться можно было только новым прикидом, образом стиляг, который тут же был повсеместно осужден, как недостойный советской молодежи. Второе: скучающие в маленьком городе ребята, где единственными развлечениями были танцы и прогулки по «броду» (Прим.: ныне сквер Маркса), начитавшись Ильфа и Петрова, придумали себе псевдоорганизацию «Божья коровка». Действительные члены общества приносили шуточную клятву, согласно которой «обязались укоротить волосы на 15 см, ходить без головного убора, галстук сменить на бабочку, слушать только джаз».
Их стало сразу пасти КГБ, даже выставили наружку за самыми деятельными ребятами, однако политически действия ребят были совершенно невинны. КГБ отступило, и тогда знамя борьбы подхватила прокуратура. А тут случился удобный повод. Застрелился Кава, старшеклассник Вовка Веселков, мягкий, добрый парень, которому не давалась учеба, и потому у него шли конфликты с родителями. Между тем, Кава входил в «организацию». Установив этот факт, в прокуратуре определили главной версию, что комсомолец Веселков не перенес духовного опустошения, которое нанесло ему преступное сообщество стиляг и разложенцев. В уголовном деле «Коровки» я насчитал 29 фотографий молодых людей, каждого из которых ретиво записать в обвиняемые. Правда, позже было решено, что для громкого дела хватит и десяти.
Следствие было построено на добытых показаниях нескольких девушек об изнасиловании. Таких девушек следствие обнаружило девять. 20-летняя А., к примеру, сообщала, что добровольно жила с пятью парнями из «организации», а еще четверо ее обесчестили и еще трое — намеревалисьучинитьсвое грязное дело. По ее словам, «грязное насилие произошло, когда я была совершенно пьяная в гостях, ничего не помнила, но проснулась без трусов». Другая 18-летняя потерпевшая, медсестра, обвиняла в насилии своего 19-летнего приятеля, к которому вечером пришла в гости и улеглась с ним в постель отдохнуть. Заявление она написала спустя четыре месяца после случившегося события. Еще одна свидетельница показывала, что злодей- стиляга Герман говорил ей, будто бы хочет развратить всю Бежицу.
Свидетельницы сообщали о проведении с ребятами из «Божьей коровки» вечеров «без взрослых», выпивке, танцах нагишом и оргиях. Свидетельница Валя (23 года) в суде показала, что «ребята они не глупые, правда, в большинстве любят читать иностранные журналы». У Владимира М. при обыске были обнаружены: вид города Сан-Франциско, репродукции американского спорта. Свидетельница Оля (18 лет) сообщила суду: «Все они составляют компанию стиляг. Их девиз — полная свобода, демократия во всем. В прошлом году у них руководителем был Джон-хромой. Ходят вместе, весной — в одинаковых плащах, летом — в клетчатых пиджаках».
Расклад выходил такой: поруганные честные простые девушки — с одной стороны и организованные стиляги- развратники, с другой. В итоге подсудимым вменили шесть эпизодов по изнасилованиям и покушениям на изнасилования.
Брянский инженер Наум Непомнящий рассказывал мне, что ребята, которым прилепили дело «Божьей коровки» были моложе ребят из их компании года на два-три.
Жили тогда в Брянске очень бедно, основной цвет одежды был черный. Он вспоминал, как в 56-м году на лето в Брянск к родственникам приехал парень Валерка, из МГИМО. Он-то первый прошел по Брянску в узких брюках и подал другим пример. Когда сам Наум сделал себе модный «кок», то смог с подружкой пройти лишь полулицы, потому что за ними побежали мальчишки и кричали «американские шпионы». Спустя пару дней на девушку нарисовали карикатуру в школьной стенгазете.
Установка жизни была одна: все должны быть одинаковыми, а отличаться только в соцсоревновании. Отличный от других внешний вид уже был вызовом.
Молодые люди конца 50-х не могли правильно оценить безмерность той ненависти и того неизживаемого страха. Когда комсомольские патрули резали узкие брючки стиляг, они были на передовом фронте борьбы с низкопоклонством перед Западом. Брянский стиляга Витька Иванов пропал из-за этих брюк, получил срок за то, что на оперативника накинулся, он потом газом отравился.
Из осужденных стиляг один потом станет начальником строительного треста, другой — снабженцем, третий — слесарем. Они были очень разными, эти ребята. Отбыв свои сроки, близких отношений больше не поддерживали. Распалась компания.
Умер Боб. Герман стал мелким предпринимателем. Спился Сим, которого некогда брянский драмтеатр приглашал дать уроки рок-н-ролла молодым актерам, — там ставили спектакль из современной жизни.
...Спустя четыре года после вынесения в Брянске приговора по делу «Божьей коровки» заместитель прокурора РСФСР Кравцов напишет протест по делу, и пункт за пунктом, как бездоказательные, разобьет почти все доводы брянского следствия. Будет указано, что свидетельницы явно оговаривали осужденных, так как сами вели далеко не праведную жизнь. Осужденным уменьшат сроки, оставив только один эпизод о коллективном безобразии, тот самый, как поутру будто бы потерпевшая проснулась без трусов, о чем спустя несколько месяцев вспомнила в прокуратуре.
Видимо, полностью оправдывать брянских стиляг тогда посчитали все же делом «политически неправильным».
Юрий ФАЕВ