СтраницаБрянщина 1868 год

Промышленность Брянщины 1868 год

          Для того, чтобы оценить условия, в которых начинался переход к индустриальному обществу на Брянщине, необходимо вспомнить, что второй половине XVIII столетия Брянск на какое-то время превратился в тихий уездный город. Это было связано с образованием Орловской губернии - наиболее предприимчивые дельцы поспешили перебраться в новый губернский центр. Бюджеты городов были незначительными, средств на строительство крупных общественных зданий не было, а купечество и дворянство жертвовало значительные средства на церкви.Наконец, в первой половине XIX столетия брянские предприниматели начали активно подавать прошения об отводе земли под заведения. У торговцев пенькой появилась заинтересованность в переработке товара, возник ряд новых канатных фабрик, продукция которых шла в черноморские порты и Константинополь.
      Действовали пивоваренные заводы, лесопилки, скорняжные, сапожные, швейные мастерские. Был распространен бурлацкий промысел - из Брянска отправлялись к Киеву, Херсону, Кременчугу.

       В второй половине XlX века в связи с началом индустриализации и развития железных дорог на Брянщине начинается промышленный подъем. В 1868 году через Брянск прокладывается дорога Орел - Смоленск, затем Брянск - Гомель, Брянск - Льгов, и Брянск - Москва. Брянск становится крупным железнодорожным узлом, выгодным для инвестиций. В окрестностях Брянска строятся крупные металлургические и машиностроительные предприятия.
      В 1900 году "Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (ныне АО БМЗ) выпускало паровоз и десять вагонов в сутки. В том же году на Всемирной выставке в Париже был представлен паровоз с шестью движущими осями и сочлененной рамой. Спустя три года эти паровозы по лицензии стали выпускать в США.
       На Брянщине в этот период развиваются преимущественно крупные промышленные производства. Так, в 1890 году на Брянском заводе трудилось 4500 рабочих, Дятьковском хрустальном - 400, на Клинцовских суконных фабриках - около 2 тысяч рабочих. (Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем - к 1917 году на Брянском заводе трудилось уже 17 тысяч рабочих.) Из ряда заводов династии Мальцовых образовался настоящий территориально-промышленный комплекс - Мальцовщина, для обслуживания которого была построена специальная частная железная дорога. На территории Мальцовского фабрично-заводского округа были введены в оборот даже свои деньги и меры длины.
Брянские товары обладали высоким экспортным потенциалом. Дятьковский хрусталь, например, находил себе спрос не только в России, но и в Болгарии, Румынии, Турции. И немудрено - еще в 1829 году на Международной выставке стекольной и хрустальной промышленности в Петербурге Дятьковский завод был удостоен золотой медали. Сукна, изготавливаемые на фабриках Желтова и Исаева, вывозились в Петербург, Варшаву и Кяхту для торговли с Китаем.

      В 1900 году на Брянщине возникает цементная промышленность, здесь же началось первое в стране производство шифера. Продолжает наращивать выпуск военной продукции государственное предприятие Брянский Арсенал. Крупнейшее же в области предприятие - Брянский завод - посещают иностранные делегации и высокопоставленные особы, в том числе и император.
      Рост производства и численности городов вел к необходимости выделения Брянщины в самостоятельный административный регион России. К сожалению, до начала первой мировой войны этот вопрос так и не был решен.
Впрочем, и сама старая система государственного управления еще в конце XlX столетия перестала отвечать требованиям индустриального общества, не обеспечивала требуемых социальных гарантий промышленным рабочим.
       С 1885 года на Брянщине начинаются рабочие волнения. Необходимо отметить, что уже в 1885 году начальником Орловского жандармского управления было официально признано, что причиной волнений был недопустимо низкий уровень жизни рабочих и их бесправное положение на предприятиях. Этот вывод подтверждает и ряд других документов разных лет. В 1897 году на Брянщине возникает первая политическая организация рабочих, в 1898 году она проводит первую организованную забастовку, а в 1901 -1904 годах рабочие политические организации возникают и на других крупных предприятиях. Во время событий 1905 года в городе Бежица (ныне Бежицкий район Брянска) и фактически на большей территории Брянска власть перешла к Орловско-Брянскому комитету РСДРП без сопротивления. Солдаты двух пехотных полков и казачьего, расквартированные в Брянске, отказались выступить против народа. В Брянске, Бежице и Клинцах были созданы Советы рабочих депутатов, выполнявшие функции местного самоуправления. Так, Бежицкий Совет ввел на предприятиях города восьмичасовой рабочий день, отменил незаконные штрафы и обыски, организовал бесплатное обучение в школах, устроил рабочий клуб, добился возвращения на завод уволенных за забастовки. Органы местного самоуправления трудящихся работали несколько месяцев и прекратили свою деятельность в связи со спадом революционных выступлений по стране в целом.
 




Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

Мой милый Брянск, мой город ласковый,
Моя душа жива тобой,
Твоими песнями и сказками,
Твоею славой вековой!